Путешествия мосгордрайва
Jeep Grand Cherokee: неожиданная Выкса
Старая столица металла и новая столица уличного искусства России
Куда ехать так чтобы это было неизбито, чтобы можно было на выходные из Москвы скататься с одной ночёвкой, чтобы было, что посмотреть, где поесть и переночевать и дорога чтобы была хорошая.

Решено! Едем в Выксу!
У нас на тесте Jeep Grand Cherokee с 3-литровым дизельным двигателем мощностью 243 л.с. в комплектации Overland, пневмоподвеской и огромным количеством шумоизоляции. До Выксы мы не доезжаем, а мягко долетаем с расходом меньше 8-9 литров на сотню. Американцы стали ставить 8-ступенчатые коробки передач и на наклейки Fuck fuel economy перестали быть актуальными. Теперь на баке объемом 94 литра можно спокойно уехать далеко и на все выходные.
Выкса на карте
Справка о Выксе
Райцентр с населением 53 тысячи человек. Типичный моногород с градообразующим предприятием – металлургическим заводом.

Сюда не ходят пассажирские поезда, ближайшая железнодорожная станция Навашино находится в 28 км.
Удобнее всего сюда добираться на машине. От Москвы – 360 км. От Нижнего Новгорода – 190 км. Как видно на карте выше, ровно между федеральными магистралями.
Спрашивается, зачем вообще ехать в Выксу?
1
Есть, что посмотреть
Пруды, завод, первая «хрущевка» и стрит-арт мирового уровня.
2
Есть, где остановиться
В Выксе сдаются квартиры и, самое главное, есть 4-звездочная гостиница «Баташёв». Можно остановиться и бюджетно, и с комфортом.
3
Есть, где поесть
Ресторан «Аристократ» при гостинице «Баташёв» – ок, но сильно переоценен. Кафе La Пушка – незамысловатая и вкусная еда. Гастропаб Parkin – отличные бургеры и пиво.
Логотип фестиваля «Арт-Овраг» в 2017 году
Уже семь лет подряд в Выксе проходит фестиваль уличного искусства Арт-Овраг, благодаря чему город превращается в одну огромную площадку для уличных художников, музыкантов, передвижных театров. Фестиваль проводится с подачи градообразующего предприятия – Выксунского металлургического завода, основанного ещё в 1757 году братьями Баташёвыми и положившего начало всему городу. Фестиваль проводится летом, но работы ведущих российских (и не только) художников на фасадах зданий можно увидеть в любое время. Работы такого уровня даже в столицах встречаются довольно редко, а сами художники работают по всему миру.

О заводе и достопримечательностях на его территории мы расскажем ниже, а пока прыгаем в Jeep Grand Cherokee и вперёд, исследовать город.
Выкса – город небольшой, поэтому всё выглядит как музей современного искусства под открытым небом. Местные привыкли, а нам, редким туристам, то и дело приходится постоянно поднимать падающую от удивления челюсть.
Покажем лишь самые удивительные работы (каждую заинтересовавшую фото можно листать, чтобы посмотреть детали поближе). В России есть только три города, в которых можно видеть что-то подобное: Москва (фестиваль «Лучший город Земли»), Казань (фестиваль «Like It! Art»), Екатеринбург (фестиваль «Стенограффия»). При этом в Выксе работы особенные, хотя они все согласованные, но именно здесь художников явно меньше всего запирали в рамки и давали гораздо большую свободу творчества, нежели в других регионах.
Двигаясь дальше по улице Ленина, не пропустите справа торец типовой девятиэтажки, на котором в 2016 году появилось панно «Природа» Константина Zmogk (микрорайон Центральный, 3, второй по ходу движения дом после Нового Универмага).
Расписные дворы типовых кварталов Выксы
Едем к пруду. На перекрестке улиц Ленина и Братьев Баташёвых, каждую из машин на стене нарисовал один из художников, приглашенных в Выксу на фестиваль 2013 года. Удивительный и, увы, немного потрёпанный ныне пример коллаборации современных художников.
Едем к Нижнему пруду, на улице 1 мая в этом же районе можно посмотреть через забор на территории завода на бывшую водонапорную башню инженера Шухова, но о ней позже. Здесь также можно видеть на интересные работы во дворах:
Кстати, обратите внимание, как у джипа в бампере изящно сделаны два крюка. И выглядит красиво и невероятно практично на бездорожье. Посредине бампера виден радар. Да, в топовых комплектациях здесь появился адаптивный круиз контроль, что вместе с пневмоподвеской и особенно плотной шумоизоляцией делает длинные поездки максимально комфортными. Всё то, за что всегда любили дорогих американцев.
Уже впечатлились современным искусством в райцентре? А это только мелочи.
Едем на улицу Красных зорь
В конце 1920-х годов на улице Красных Зорь начали возводить аккуратные двухэтажные кирпичные домики (№37, 39, 41, 43) – элитное жилье предназначалось для немецких специалистов из фирмы Круппа, приехавших консультантами на строительство нового завода. Сейчас эти дома расселены и ждут сноса; сколько они еще простоят, неизвестно, но постарайтесь успеть увидеть росписи на торцах номеров 39 и 41, выполненные в 2012 году, когда эти дома были еще жилыми. Здесь отметилась московская команда Vitae Viazi, дуэт Аesthtetics из Подмосковья (они же Петро и Слэк), Василий Grino. Работы, правда, плохо сохранились.
Не пропустите и индейца с баллончиком краски в руке на стене гаража между домами 35 и 37. Работа Stan, Max13, 2013).
На доме 34 здесь же можно видеть огромного лемура.
Дом 21 по улице Красных Зорь украшает работа Димы Aske из Москвы, широко известного своим характерным стилем
Здесь же на улице Красных Зорь можно посмотреть предмет отдельной гордости жителей Выксы – «первую хрущевку в СССР»
Будем немного строги и дотошны, это действительно первая «хрущевка» в СССР, кроме двух образцово-показательных домов, построенных в Москве и Ленинграде, на считанные месяцы раньше, также в 1958 году.
Вторая сохранившаяся в Выксе работа Паши 183 занимает весь торец дома 16 по улице Лизы Чайкиной.
На соседнем доме красуется работа петербуржца Стаса Багса «Первая встреча маленькой Эммы»
Одна из самых новых и удивительных работ:
Окраинный микрорайон Жуковского — место, пожалуй, самой высокой концентрации расписанных стен в городе.
Розовый фламинго на улице Романова с перекрученной шеей московских художников из объединения Zuk Club наделал в свое время в Выксе немало шума.
А вот так самарской группе ЧЖНС удалось развеселить фасад, казалось бы, совершенно унылого панельного дома:
Отдельно выигрышными местами в микрорайоне оказались стыки поставленных гармошкой домов – два торца открываются здесь навстречу зрителю наподобие книги; особенно удачно этим воспользовались участники прославленного сибирского дуэта Aber и Morik с их парными фигурами сталеваров на торце дома 2 и примыкающем к нему торце дома 4.
Этим двум работам стоит посвятить отдельную галерею:
Отдельно стоит прогуляться по Парку культуры и отдыха
От ежегодных фестивалей здесь также осталось множество арт-объектов и небольших зарисовок, среди которых, конечно, ярко выделяется составленный из небольших деревянных брусочков огромный «Единорог» работы венгерского скульптора Набора Сёке.

Выбор существа для скульптуры неслучаен, единорог в 18 столетии украшал герб братьев Баташёвых, промышленников-основателей города Выксы, градообразующим предприятием которого до сих пор является Выксунский металлургический завод, по инициативе которого город преображается и идёт в ногу со временем до сих пор, ярко выделяясь в ряду других райцентров центральной России.
Выксунский металлургический завод – один из старейших центров металлургии в России, основанный ещё в 1757 году, а ныне являющийся лидером по производству труб большого диаметра и железнодорожных колёс.

На территории завода находятся сразу несколько интересных объектов: водонапорная башня Шухова в очень хорошем состоянии, до сих пор действующий и уже исторический мартеновский цех и (!!!) самое большое граффити в мире.

Стоит отдельно отметить, что на заводе работают очень приятные люди, которые не только пустили нас на территорию, но и дали возможность показать всё это вам.
Башня из легких металлоконструкций, определённой геометрии, позволяющей сильно экономить металл, но при этом выдерживающая огромную нагрузку была продемонстрирована Шуховым впервые в 1896 году, а уже через два года такая водонапорная башня появилась на заводе в Выксе. Ещё задолго до строительства башни аналогичной конструкции в Москве и других городах.

Сейчас башня оберегается как памятник и согласно заключению международной комиссии находится в хорошем состоянии.
Мартеновский цех
На Выксунском заводе до сих пор функционирует, возможно последний год, цех с мартеновскими печами, где можно воочию наблюдать, как в огромные ковши льются тонны расплавленного металла. Смотреть на процесс вживую можно только через защитное стекло, как у сварщиков или сталеваров.

Фото очень плохо передаёт всю красоту. На что похоже? На жидкое солнце или кипящую лаву в жерле вулкана, расплавленная сталь светится подобно нити накаливания в лампе, при этом вся субстанция течёт, разлетается светящимися брызгами и кипит в ковшах. Невероятное зрелище.
И, конечно, самое большое граффити в мире
В 2017 году один из цехов завода был украшен граффити площадью 10 тысяч квадратных метров (!). Конкурс на создание граффити выиграл московский художник Миша Most. Тема росписи связана с наукой и производством, а также перекликается со спецификой работы самого завода.

Выглядит очень масштабно, детали, как обычно, в галерее:
Ещё раз выражаем благодарность сотрудникам пресс-службы завода за гостеприимство и возможность поснимать все интересующие нас вещи.
Выкса – город удивительный! Приезжайте в Выксу и поразитесь сами! Один из интереснейших и недооцененных городов России!
Традиционно в конце, немного самых интересных фактов о Jeep Grand Cherokee, кроме сказанных выше
Что сразу же радует и бросается в глаза, так это огромная, уходящая далеко назад даже за поле зрения пассажиров заднего ряда панорамная крыша.
Салон ощущается эдаким американским – крепко сбитым, без лишних «звонков и свистков», просто такой большой диван с хорошей стереосистемой.
Очень круто, что центральный экран можно вообще настроить как угодно, под любой вкус и отображение абсолютно любой информации
Объему багажника позавидуют самые крупные внедорожники. Здесь всё, за что мы любим старую-добрую Америку – свобода передвижения даже внутри салона автомобиля. И совсем небольшая, но очень важная мелочь – кнопка закрывания багажника сделана не сверху на двери багажника, а сбоку, не нужно тянуться далеко вверх. Бесценно, когда руки и так заняты, выгруженными из багажника вещами. Кстати, в багажнике есть штатный съемный фонарик (!!).
Бак без крышки! БАК БЕЗ КРЫШКИ! УРА! Пистолет с другим топливом (и соответственно другого диаметра) физически не вставится. Небольшие бензиновые пистолеты просто не нажимают нужной разблокировки клапана. На всех брендовых АЗС пистолеты уже всегда по стандартам отрасли. Полностью исключается ситуация, когда заправщик перепутает.
Для заправки из канистры (или нестандартным пистолетом) под полом багажника имеется специальная воронка. Очень круто и правильно! К этому, рано или поздно придут все автопроизводители.
Все режимы, «понижайка», подвеска управляются простым нажатием кнопки или поворотом селектора. Этим уже никого не удивишь, но «понижайка» кнопкой, а не рычагом, оказалось очень и очень удобно.
На изучение всех функций руля уходит далеко не 30 секунд, и даже не пара минут. Думаете, вы видите все кнопки? А вот и нет! С обратно стороны руля под каждой рукой ещё имеется по три кнопки для управления мультимедиа, и это при разветвлённом меню ещё! Первый день просто мозг взрывается, а через несколько дней не понимаешь, как можно делать по другому?! Ведь все нужные и не очень нужные функции просто в двух-трёх нажатиях.
Since 1941 – гордо стоит на руле, напоминая о славной истории марки. Одна из немногих машин, владея которой, можно с полным правом говорить «у меня Джип, тот самый и единственный, да».
Оставайтесь на связи и путешествуйте на автомобиле! До новых встреч!