Путешествия Мосгордрайва
Открываем Россию: прекрасная Карелия
Путешествуем вместе с Toyota Fortuner
Удивительная зима пришла не только в среднюю полосу, но и даже на самые севера России, где, казалось бы, уж точно всегда недостатка снега не наблюдалось. В поисках красивых заснеженных пейзажей мы отправились в Карелию на Toyota Fortuner. Немного прогадали прогадали, снега нет и там, но всё равно остались довольны. Карелия за последние годы сильно изменилась: с одной стороны здесь все ещё остались и плохие дороги, и грейдеры, и сложное бездорожье, с другой стороны до любых приключений здесь стало возможным доехать по неплохой и живописной дороге, поесть в хорошем месте и переночевать на природе, но с комфортом.
По этому маршруту можно съездить и одним днём из Санкт-Петербурга, а можно и на неделю найти приключений.
Маршрут можно начать от Приозёрска, почти 150 км на север от Санкт-Петербурга. Почему отсюда? Во-первых, при кажущейся отдалённости от крупных городов здесь есть хороший отель и ресторан при нем, где можно поесть на уровне неплохих московских заведений, но самое приятное, что обладая полным приводом и «понижайкой», здесь можно смело почувствовать единение с природой, уехав глубже в суровые северные леса. Все дорожки рано или поздно здесь приводят на живописные пляжи Ладожского озера.
Свежий ветер в лицо, прозрачная чистая вода – что ещё нужно, чтобы насладиться прекрасными закатами и особенно восходами с солнцем, встающим из-за линии горизонта бескрайнего спокойного озера. Такое можно увидеть только на Байкале и здесь.
Песок, особенно на небольшом склоне, конечно, очень обманчив. Если у вас не полный привод, то съезжать можно только на свой страх и риск. Совсем другое дело, когда все колеса вращаются равномерно, антипробуксовочную систему можно отключить и есть жесткая блокировка заднего дифференциала, на такой машине уже, наоборот, будешь ехать до тех пор, пока все колеса не повиснут в воздухе.
Пока хотя бы одно колесо цепляется за грунт, выехать всегда сможешь.
Но двинемся дальше, нас ждут около 150 км живописной дороги до Сортавалы.
В самом начале пути дорога с прекрасным покрытием идеально прямой стрелой устремляется в горизонт, периодически то поднимаясь, то плавно спускаясь с многочисленных небольших холмов. Периодически по краям дороги появляются валуны, и чем ближе к границе с Карелией, тем валуны становятся всё больше и больше, превращаясь в небольшие скалы.
Дорога, тем временем начинает изгибаться между холмами: мы въезжаем в край озер, сосновых лесов и небольших серпантинов, где-то слева у нас начинается приграничная территория с Финляндией.
Эти места также когда-то были частью Финляндии, о чём до сих пор напоминают местные названия: Хийтола, Куркиёки, Сортавала. Длинная хорошая дорога – это, конечно, хорошо, но всё самое интересное всегда находится где-то в стороне от больших шоссе, поэтому забиваем в навигатор Лумиваара и благодаря энергоёмкой подвеске Toyota Fortuner легко и непринуждённо допрыгиваем по очень средней и местами обледенелой грунтовке (спасибо полный привод Part-time!) до полузаброшенного посёлка, проезжаем его насквозь и забираемся на гору, чтобы во всей красе увидеть прекрасную и немного грустную картину.
Кирха в Лумивааре
Кирха в Лумивааре была построена в 1935 году, но уже в конце 1930-х началась сначала одна война, потом другая, и местное население вынуждено было оставить эти живописные места. В наши дни кирху начали приводить в порядок и даже периодически проводят службы, внутрь можно зайти и даже подняться на колокольню.
Самое удивительное, что в обычные дни вы, скорее всего будете здесь совершенно одни. При этом при храме ощущения полной заброшенности нет, при храме поддерживается и кладбище финских солдат.

Но снова заводимся и едем пробираться обратно к трассе.
В Карелию, конечно, можно ехать на любой машине, но без полного привода, хорошего дорожного просвета, а много где и без «понижайки» вы потеряете две трети прекрасных видов, живописных мест. Здесь, куда ни съедешь в лес, так обязательно натолкнёшься на озеро или живописную поляну, а с правильным полным приводом ограничивать вас в передвижениях будет только время. Совет: связь тут ловит не везде, поэтому обязательно загрузите карты на телефон заранее. Кто знает, в какие дебри вас занесёт!
А, тем временем, даже основная трасса становится живописным серпантином, где в полной мере начинаешь получать удовольствие от вождения.
Чем отдельно хорош Toyota Fortuner, так это тем, что умеет хорошо себя вести не только на плохих, но и на хороших дорогах. Собранная и энергоёмкая подвеска хорошо себя показывает в поворотах: здесь нет постоянно больших кренов, характерных для многих суровых рамных внедорожников, нет чрезмерной качки и рыскания в полосах. Инженеры хорошо допилили максимально надёжную базу от проверенного годами пикапа Hilux, сократив немного колесную базу и заменив сзади рессоры на пружины, превратив Toyota Fortuner в надёжный, но при этом абсолютно семейный автомобиль, на котором хоть в лес по дрова, хоть тысячи километров с детьми по трассе. Кроме того, полный привод на трассе можно отключить простым поворотом круглого селектора, прямо на ходу, что позволит сэкономить не один литр топлива. Это и есть честный полный привод для тех, кто знает, как им пользоваться и знает, когда именно он нужен, а когда нет.
Любители природы и дороги обязательно оценят и хорошее состояние трассы в Лахденпохском районе, и извилистые повороты, в которых получаешь наслаждение от вождения.

Но мы же на суровом внедорожнике, поэтому вновь поворачиваем на обледенелую разбитую дорогу в сторону поселка с ещё более сложным финским названием Метсямикли.
То, что вы видите на фото – слошной гололёд, вниз к реке съезжаешь как на санках, а вверх, при кажующейся на фото простоте карабкаешься исключительно за счет полного привода и блокировки заднего моста. Это не просто крутой спуск, а ледяная горка, на которую пешком-то зайти тяжело, только на Fortuner, только ходом!
И горка здесь неспроста, с площадки в полузаброшенной деревне открывается потрясающий вид на пороги на реке с ещё более трудным для запоминания названием – Миналанйоки.
Когда-то на реке даже была небольшая сельская ГЭС.

Но возвращаемся снова на живописную трассу, одну из дорог России, по которой за свою жизнь должен проехать каждый любитель автомобильных путешествий.
Одно удовольствие ездить по грунтовым серпантинам среди лесов и озёр, будучи уверенным, что всегда сможешь доехать и выехать из любой сложной ситуации.
До Сортавалы здесь остаётся уже совсем немного, а там нас снова ждут и комфорт, и еда. Сортавала после появления хорошей трассы и железной дороги переживает второе рождение. Здесь открылись и хорошие гостиницы, вроде той же «Точки на карте» или «Дачи Винтера», и рестораны. Отсюда можно сплавать на Валаам, а то и отправиться дальше в Карелию, уже более дикую и ещё более живописную, но это уже совсем другая история!