Истории Мосгордрайва
Toyota Hilux: рекорд Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло
В начале февраля 2017 года Фёдор Конюхов и Иван Меняйло поставили мировой рекорд продолжительности полёта на тепловом шаре – 55 часов. Мы всё это время ехали за ними на Toyota Hilux и расскажем, как это было
Три года подготовки и три дня полёта, два пилота в воздухе и десятки людей поддержки на земле. По приглашению одного из незаменимых партнёров проекта, компании Toyota, мы приняли участие в группе поддержки полёта. За 55 часов Фёдор Конюхов и Иван Меняйло пролетели на шаре 1028 км, а мы на одной из машин поддержки проехали добрых 3000 км, практически не покидая автомобиля и не глуша двигатель, останавливаясь лишь на короткий перекус и смену водителя.
Фёдор Конюхов и Иван Меняйло поставили рекорд продолжительности полёта на тепловом аэростате – 55 часов 10 минут. Предыдущий рекорд держался целых 20 лет, с 1997 года, и принадлежал японским воздухоплавателям, продержавшимся в воздухе над Канадой и США 50 часов 38 минут.

Можно с уверенностью сказать, что за эти 55 часов многие участники наземной группы поддержки побили свои личные рекорды нахождения в машине.

Рассказываем, как всё было!
Вторник, 7 февраля, 5 утра, мы на аэродроме под Рыбинском (Ярославская область)
Несмотря на мороз почти -30 всю ночь на аэродроме кипит работа: готовят к полёту шар, выстраивают красиво автомобили сопровождения Toyota Hilux. Подвозят баллоны с газом и выкладывают в ряд, со стороны выглядит будто в дальний полёт снаряжают огромный грузовой лайнер, что не так уж далеко от правды: баллоны содержат почти 5000 литров топлива для самого большого в России шара.
Почему летят в такой мороз?
Полёт должен был состояться в январе, но из-за потепления его перенесли и лететь в феврале решили в самый последний момент, глядя на прогноз. Всё дело в элементарной физике: чем холоднее и больше разница температур в шаре и снаружи, тем больше подъемная сила, тем больше топлива можно взять и тем дольше можно лететь. Предыдущий рекорд ставился также в мороз над Аляской и Канадой.
Взлёт запланирован на 7 утра, но из-за порывов ветра начало полёта приходиться несколько раз откладывать. Шар уже полностью развёрнут, корзина стоит вертикально, рядом также развернуты ещё несколько шаров, которые будут некоторое время сопровождать большой шар.
Большая команда продолжает загружать шар баллонами, на всякий случай по периметру расставлены огнетушители. Люди работают слаженно и быстро, но безопасность прежде всего.
На несколько тысяч километров нам предстоит стать одним целым с этой Toyota Hilux.
С нетерпением ждём взлёта, мёрзнем. Уже начинает светать, а кратковременные порывы ветра всё не стихают. Проходит два часа, и ветер немного успокаивается и принимается решение срочно поднимать шар в воздух. Фёдор Конюхов готов к полёту.
И вот даётся команда на взлёт! Шар чуть отрывается от земли и ещё некоторое время держится на привязи, якорями при этом ему служат три синих Хайлакса.

За короткое время «на якоре» команда Фёдора Конюхова и Ивана Меняйло успевает скинуть два пустых баллона, потраченных на прогрев шара на земле и принять на борт ещё пару полных.

Три-два-один и шар уверенно начинает набор высоты и движение куда-то на юг. Несведущим в воздухоплавании здесь стоит пояснить, что у теплового аэростата, по сути, есть лишь две «ручки» управления – горелка и клапан, тёплый воздух можно подогреть ещё больше или, наоборот, выпустить через клапан в куполе. То есть управление ВВЕРХ-ВНИЗ. Воздухоплавание – это дрейф в воздушных массах. Конечно, опытные воздухоплаватели могут примерно понять куда их понесёт и до куда успеют долететь, но в нашем случае, когда топлива минимум на двое суток не представляется возможным даже угадать область, куда приземлится шар.

Да, на шаре установлен спутниковый трекер, показывающий местоположение, скорость, высоту над уровнем моря. Строится трек, по которому можно понять примерный вектор движения, а дальше остаётся только угадывать.
Чем занимается группа поддержки?
Главная задача группы поддержки – подобрать пилотов и шар после приземления. В нашем же случае есть и ещё одна важная задача – сбор сбрасываемых пустых баллонов. Они хоть и алюминиевые, но весят порядочно. К тому же, стоимость одного баллона может достигать 800 евро и больше, а использовать его можно повторно. Днём шар летит на высоте до 100-200 метров, чем ближе к земле, тем холоднее и плотнее воздух, тем больше подъемная сила. Рядом с дорогами пилоты сбрасывают баллоны в снег и по рации передают координаты находящимся рядом экипажам.

В нашем случае группа поддержки также осуществляет необходимые согласования пролёта шара и предупреждает местные власти, о чём речь пойдёт ниже.
Так и ездим: тысячи километров и ни одной большой трассы.
Как пилоты выдерживают такой холод?
К полёту на шаре три дня и две ночи при сильном морозе, конечно, заранее хорошо готовятся. Во-первых, пилоты одеты в несколько слоёв одежды, во-вторых, постоянно включаемая горелка также немного греет голову, хотя ноги приходится всё равно хорошо утеплять, и, в-третьих, на этом шаре было применено простое, но действенное ноу-хау – на корзину была накинута прозрачная накидка, что днём превращало её в парник, где температура не опускалась ниже -10.
Корзина с баллонами и накидкой через несколько часов после взлёта.
В сильный мороз от шара идёт пар
Почему шар чёрного цвета?
Здесь снова вступает в работу элементарная физика. В случае с рекордами не бывает неважных мелочей, каждая небольшая деталь должна работать и вносить свой, пусть небольшой вклад в достижение цели. Чёрная оболочка в морозную ясную погоду хорошо прогревается солнечными лучами, а значит экономит топливо, столь необходимое на дополнительные минуты и часы для установления рекорда.
Toyota Hilux показала себя крайне удобным автомобилем именно в этой ситуации. В кузов удобно кидать баллоны, топлива при расходе меньше 10 литров на сотню километров хватает на приличное расстояние (хотя с нашими дорогами мы заправлялись каждый раз, когда видели хоть какую АЗС известной марки). Одна из важных в экспедиции мелочей – встроенный инвертор с розеткой на 220V в подлокотнике. Заряжал ноутбук, заряжал фотоаппарат, заряжал телефон. Незаменимая вещь в экспедиции.
А, тем временем, первый день подходил к концу
И тут произошло неожиданное...
Команде поддержки по рации бодрым голосом сообщили, что скинули три баллона там-то у «очень хорошей дороги», мол, подобрать можно будет быстро и удобно.

У хорошей дороги... где-то в лесах Ярославской области... уже это одно наводило на подозрения, что стоит ожидать подвоха. Приезжаем, а там...
Да-да-да! Учебный центр ФСБ РФ!

Судя по координатам баллоны находятся где-то там, на закрытой территории. Бросать их просто так жалко (да и накладно), поэтому авангард группы сопровождения выдвинулся на переговоры, увенчавшиеся ничем: ни да, ни нет. Вроде всё понимают и даже вроде готовы отдать баллоны, но сделать это можно только с одобрения начальства, которое, как известно, всегда занято, а когда освободится неизвестно. Ждём час, ждём полтора, как вдруг у одного из организаторов звонит телефон – мэр Рыбинска звонит узнать, как дела, как вылетели из его владений, как проходит полёт. Узнав о затруднении бодро сообщает, что у него в части много знакомых и друзей и, мол, сейчас всё решим.
Не проходит и 15 минут, как из ворот части на полном ходу выскакивает «Газель», оттуда несколько младших офицеров, с баллонами в руках: «Вот, пожалуйста, удачи вам! Вы только больше не скидывайте на нашу часть ничего, особенно рядом со складом ГСМ, пожалуйста»
Уже в ночи продолжаем нагонять шар
Ночью поиск баллонов порой превращается в настоящее испытание. К тому же ночью так точно сбрасывать их не удаётся, шар, на всякий случай, поднимается выше, на 300 метров. Ночью на малых высотах есть большой риск зацепить ЛЭП, неподсвеченные вышки и прочие высокие сооружения.

Шар продолжает уверенно двигаться на юго-восток, а мы следуем за ним по местным дорожкам
Восход встречаем в машине, двигатель работает уже сутки без перерыва
После суток почти безвылазно в машине открывается второе дыхание. Например, понимаешь, что разложив сиденье можно вполне себе хорошо спать и выспаться за 2 часа. Кузов завален баллонами, заднее сиденье вещами, документами, фотооборудованием.

Так и едем, предугадывая траекторию полёта и подлавливая в самых красивых местах.
Огромный шар производит просто колоссальное впечатление на жителей посёлков
Редкие моменты, когда удаётся остановиться и поесть, чего успели взять с собой. Откидываем борт, у нас привал. «Хайлакс прокормит», как написал Оскар Конюхов у себя в Фейсбуке.
Город Темников в Мордовии – единственное место за всю поездку, когда удалось собраться всем, хорошо поесть и немного отдохнуть. Шар медленно плывёт на Мещёрским национальным парком во Владимирской области, туда не только не въедешь, но и дорог там нет. Наверное, одно из самых диких и нетронутых мест в центральной России.
Кто-то спит, кто-то планирует дальнейшие передвижения. В районе посёлка Заулки шар внезапно резко меняет направление движения с юго-восточного на северо-восточный и начинает уверенно двигаться в сторону Сарова...

Саров – всероссийский, а ранее всесоюзный закрытый город атомной промышленности. Он же долгое время Арзамас-16 и короткое время База № 112, Горький-130, Кремлёв, Москва-300. На советских картах его вообще не обозначали, да и в наше время доступ туда ограничен, не говоря уже о том, что большая территория вокруг этого города является бесполётной зоной.

Что делать? Срочно поднимаются все возможные связи и знакомства, в результате после одного звонка Росатом даёт добро на пролёт рядом с городом.
Но воздухоплавание очень ироничный спорт
Пока шли согласования с Росатомом ветер снова скорректировал маршрут шара сначала просто на восток, а затем снова на юго-восток. Мы смотрим в карту и понимаем, что через минут 15 шар будет пролетать ровно над выездом из Темникова. Бросаем всё быстро расплачиваемся в кафе и ловим шар сразу на выезде из города.
В Мордовии весь день нам как-то очень везло с открыточными кадрами, во второй половине дня шар летел медленно и предсказуемо, удалось даже немного подурачиться.
Ночь мы встречаем на выезде из Мордовии. Гадаем, полетит шар в сторону Самары или Саратова, вектор непонятен до последнего момента. Вторая ночь даётся сложнее, усталость и недосып накапливаются.

Да ещё и утро выдаётся тревожным...
Утро в Саратовской области выдаётся тревожным: запасы топлива улетучиваются на глазах, ночью было холодно, шар обледенел. Настроение бодрое, но появляются сомнения, до установления рекорда нужно продержаться в воздухе ещё несколько часов. С шара начинают выкидывать всё, что может его хоть как-то облегчить. У трассы под Саратовым сбрасывают не только пустые баллоны, но Фёдор Конюхов сбрасывает и большую сумку с личными вещами и паспортом. Каждый килограмм тянет шар вниз, а ради мирового рекорда ничего не жалко.
Фёдор Конюхов скидывает сумку с паспортом
К счастью, экипажи наземной поддержки рядом и всё собирают. Интересно, что уже, когда отъехали от места сброса, кто-то догадался посмотреть видео, насчитал четыре сброса, в то время как у нас в кузове лишь два баллона и одна сумка. Пришлось одной машине срочно возвращаться и искать небольшой красный мешок в овраге.
Приближаемся к Саратову, волнуемся
Шар облетает Саратов с северо-востока и продолжает движение за Волгой над обширными полями и начинающейся степью, не зря именно в этих краях садились и Гагарин, и Титов.

Ловим шар над полями. В снегу по щиколотку Toyota Hilux уверенно пробивает себе путь.
Делаем исторический кадр
Шар летит над полями Марксовского района Саратовской области (райцентр – город Маркс). Через пару минут после того, как была сделана эта фотография, по рации сообщили: «Ура! Есть рекорд! Летим почти 52 часа и продолжаем закреплять достигнутое»
И тут происходит удивительное – тучи уходят и появляется солнце!
Выходит солнце, разогревает черную оболочку шара и ещё три часа до 55 часов полёт продолжается с минимальным расходом газа, исключительно за счёт тёплого солнца.
Спустя 55 часов 10 минут после взлёта шар садится в поля рядом с посёлком Семенной (Краснокутский район)
Почему сели? Могли ли лететь дальше?
Солнце очень помогло превысить рекордные показатели. Более того, на сэкономленном топливе можно было долететь даже до Казахстана (и пересечение границы оперативно согласовали), но газа не хватило бы до утра, а садиться ночью, когда можно не заметить деревья, а то и ЛЭП крайне опасно. Кроме того, дальше в Казахстане практически не было дорог и эвакуация стала бы ещё одной большой проблемой. Именно поэтому шар сел немного раньше, хотя и был в состоянии пролететь еще пару-тройку часов.
Удивительно быстро отреагировали местные власти
Мэр города Красный Кут поздравляет Фёдора Конюхова с новым рекордом
Быстро на место прибыло много прессы, а потом, кажется и весь посёлок Семенной сбежался посмотреть на шар
Место приземления шара.
Удивительно, но огромный шар складывается в такой небольшой чехол
Оболочка шара отправляется в Москву в кузове Toyota Hilux, а корзина едет на прицепе. Этот полёт завершен!
Спасибо всем за внимание!

Ура рекордсменам-воздухоплавателям Фёдору Конюхову и Ивану Меняйло!

Спасибо многочисленным людям и компаниям, без которых установление мирового рекорда было бы невозможным.