Истории Мосгордрайва
Toyota Land Cruiser 200
На границе Европы и Азии или суровый Новый год на Урале
У нас было много дней новогодних каникул, огромное желание провести праздники где-то далеко и необычно, дружная компания попутчиков и, главный компонент, хорошей дальней поездки – дизельный Land Cruiser 200 с дополнительным топливным баком.

Сегодня мы расскажем о том, стоит ли ехать в Екатеринбург, чем привлекает Урал, хорошие ли дороги и, конечно, о самой машине.
Примерно так выглядел наш маршрут на карте: Москва – Казань – Уфа – Тюлюк – Челябинск – Екатеринбург – Пермь – Ижевск – Казань – Москва. Итого около 5000 км.
Из Москвы до Набережных Челнов нам предстоял технический перегон – это 1100 километров довольно занудной и утомляющей дороги, где толком даже поесть негде, если не заезжать в города. По этой трассе мы ездили уже много раз и каждый раз удивляемся: с одной стороны покрытие стало неплохим, местами даже хорошим, а вот инфраструктура так и осталась где-то в 1990-х. Скучно.

Неплохие магазины есть при местных АЗС Finna во Владимирской области. Сделать паузу с чаем и владимирскими пирожками – самое оно. Из проверенных неоднократно мест для обеда или ужина можно посоветовать кафе «Русь» в Мячково Нижегородской области, после Гороховца, а есть ещё кафе «Абсолют» при въезде в Чебоксары. Оба заведения стоят на трассе, перед обоими есть парковка и можно заехать ненадолго и поставить машину прямо под окнами. Стоит уточнить, что это кафе «невысокой кухни», похожие скорее на столовые, вкусом вас не поразят, но поесть сытно, быстро и недорого можно.
Перед Казанью дорога иногда удивляет и веселит
Здесь стоит отдельно сказать, что в Татарстане работает, наверное, одна из самых лютых в России служб ГИБДД. При этом сотрудников вы можете и не увидеть вовсе, зато камеры не просто много, а очень много. Порой они стоят сразу после знака с ограничением 40 км/ч. В Татарстане нарушать скоростной режим просто невозможно (или очень дорого), и ехать нужно только по знакам, в чем невероятно помогает система распознавания дорожных знаков Toyota. Более того, система не только показывает на приборной панели последний распознанный знак, но и может предупреждать визуальным и звуковым сигналом, если скорость превышается. Невероятно удобно, особенно когда в Татарстане или многих странах Европы важно вовремя не пропустить знак с сильным ограничением.

Система разпознавания дорожных знаков
Часть общей системы безопасности Toyota Safety Sense
После Татарстана дорога становится чуть похуже, чуть более занесённая, но по-прежнему неплохая.
Когда едешь в компании уже не первые сутки пути по трассе начинаешь особенно любить и ценить такую, казалось бы, совершенно ненужную в городе функцию как Адаптивный круиз-контроль, также доступный в пакете Toyota Safety Sense даже уже даже для RAV4.
Если с обычным круиз-контролем ноги лишь то и дело приходится переносить на педали, то с адаптивным, да ещё и при хорошем водителе едущей впереди машины порой педалей не касаешься десятками километров. Самое главное, что если ещё года три-четыре назад подобные системы отличались «дёрганой» манерой вождения и, наоборот, только напрягали, то теперь система ведёт автомобиль будто квалифицированный водитель.
Сотни километров остались позади, и мы, наконец, въезжаем в Челябинскую область
До свидания, Башкирия, здравствуй, родина суровости – Челябинск!
Одна из самых удивительных и бросающихся в глаза вещей – герб Челябинской области с белым верблюдом. Когда едешь в Челябинск, смотришь на прогнозы погоды с -20 градусов, видишь заснеженные дороги, предвкушаешь уральские горы, а тут вот тебе и раз – южный верблюд.

Объясняется официально всё просто: мол, Челябинск всегда находился на пересечении торговых путей, и сюда издревле с юга шли караваны, а верблюды так впечатлили местных жителей, что изображение этого животного поместили ещё на старый герб. В советское время, конечно, никаких верблюдов на гербе не было, а логично были трактор и шахта.

Герб Челябинской области с 2002 года
Для начала мы заедем в горы южного Урала – поселок Тюлюк
Тюлюк находится в 50 километрах от основной трассы, дорога сюда, конечно, есть, но это всего лишь хорошо укатанный грейдер, зимой здесь ехать приятней, да и энергоёмкая подвеска вкупе почти с тремя тоннами массы Land Cruiser 200 делают своё дело – ехать комфортно и не боишься каждой небольшой ямки.

Связь заканчивается довольно быстро, причем в самом посёлке и в радиусе 30 км от него немного ловит только Tele2, остальные операторы даже не находятся. По официальным данным в деревне проживает чуть больше 200 человек.
Зимний Тюлюк – это море снега и бревенчатые мосты через одноимённую речку.
Каждый раз удивляет, насколько уверенно «Крузак» пробивает себе дорогу сквозь снежные заносы. Мощная рама, постоянный полный привод с обилием крутящего момента, высокий дорожный просвет... Да и вообще с точки зрения ходовой всё сделано с какой-то старомодной основательностью, про которую все почему-то стали забывать. Это одна из немногих современных машин, способных пережить не только ядерную войну, но и последующую ядерную зиму. Просто работает, крутит колеса и спокойно едет.
Один из удивительнейших фактов о Тюлюке: здесь достаточный выбор хороших вариантов проживания, причем неплохого.

Не ожидаешь в «медвежьем углу» Челябинской области вдруг увидеть домики совершенно скандинавского вида.

Сюда стали ездить туристы

От Тюлюка ходят в горные походы
Самый популярный маршрут – до вершины горы Большой Иремель высотой 1582 м. Фанатам пешеходных походов стоит выходить рано утром, как рассветёт. Путь от посёлка до вершины и обратно – 30 километров. С учётом подъема и спуска зимой это занимает весь световой день. В посёлке можно также нанять снегоход с прицепом и за примерно 6 тысяч рублей (на троих-четверых) можно почти весь путь проехать, немного поднявшись пешком лишь в конце.
Пейзажи стоят того. Да, Уральские горы не такие высокие, но в них есть свой шарм.

Прилагаем полезную информацию:
Вокруг Тюлюка особенно живописные леса
Не зря «Крузак» считается эталоном понятия «большой черный джип». Прокладывает себе дорогу он знатно. Единственное ограничение – нешипованная резина на тестовой машине, порой создающая впечатление, что идёшь по сугробам в летней обуви. Скользко и сцепление теряется. Здесь отлично помогает Crawl mode – внедорожный круиз-контроль, когда машина максимально собирается и будто каждым колесом отдельно прощупывает сцепление с поверхностью, перекидывая крутящий момент туда, где его больше.

А так да, лопата и лапник с ёлок наше всё: резина зацепилась, машина выехала.
Рядом с Тюлюком находится национальный парк Зюраткуль
Вид на село Сибирка рядом с заповедником
Въезд в заповедник Зюраткуль
Въезд на территорию заповедника для посещения основных природных достопримечательностей платный. Но не это самое неудобное. Проезд – просто ярчайший пример того, как не надо работать. Все, кто приезжают сюда в первый раз (а таких большинство) встают в очередь из машин. Очередь двигается, но медленно. Когда уже подъезжаешь к шлагбауму, который, к слову, весь день вручную поднимает и опускает специальный сотрудник заповедника, то внезапно узнаёшь, что нужны билеты, за которыми нужно добежать до кассы несколько поодаль. Делать нечего, бежишь за билетами. Билеты нельзя просто так продать, нужно записать марку, номер машины, имена пассажиров, всё это записывается кассиршей в отдельную тетрадочку красивым подчерком, долго и занудно.

Но вот билеты на руках, данные переписаны, можно ехать:
Впрочем, зимний Зюраткуль – такой заповедник как заповедник. Можно съездить удивиться природному фонтану, который бьет из-под земли и намывает вокруг себя ледяную гору, полюбоваться видами, погладить лосей в питомнике. Стандартный набор развлечений.
Совершеннейшим открытием стал город Сатка
Изначально в Сатку мы планировали заехать только поесть и в магазин, но застряли здесь надолго. Казалось бы, что можно ожидать от на первый взгляд заштатного промышленного городка, а здесь и огромный карьер, и фантастического вида промышленные объекты и невероятный парк. Более того, Сатка в свое время впечатлила даже дизайнера Артемия Лебедева, да так, что их студия в конечном итоге сделала официальный фирменный стиль Сатки.

Будете в этих краях – обязательно посетите.
Двигаемся дальше в Челябинск
На трассе М-5 в районе Златоуста стоит символический знак границы Европы и Азии. Деревня Тюлюк – это Европа, а вот Челябинск уже Азия, если верить этому знаку. Так или иначе, у этого знака не сфотографируется только совсем ленивый турист.

Удивительно, но чем дальше мы углубляемся в Азию, чем ближе к Челябинску, тем более грязной становится дорога, щедро политая реагентами.

По уровню грязи на дорогах, Челябинск, увы, вполне может сравниться с Подмосковными трассами.
По виду улиц, по обилию проводов и нагромождению специфической рекламы чувствуешь, что действительно попал в какой-то очень суровый город, застрявший где-то в конце 1990-х.
Когда гуляешь по центру города вообще складывается впечатление будто зашел в район «красных фонарей» какой-нибудь европейской столицей. Что-что, а с организацией «досуга» в Челябинске, похоже, проблем нет никаких.

По современной моде все в каждом городе России теперь имеется пешеходная улица, которую местные с гордостью называют «наш Арбат». В Челябинске это улица Кирова или «Кировка» по-местному.
В Челябинске есть ряд интересных зданий, необычный памятник Ленину, но всё существует совершенно несистемно, отдельно друг от друга. Невозможно сказать, где в Челябинске исторический центр или хотя бы один квартал, застроенный в одно время. Новое здесь совершенно уродливо перемежается со старым, доживающим свой век, чтоб дать место ещё более новому.
Челябинск интересный, но при этом складывается стойкое впечатление, что больше одного дня (а то и меньше) здесь делать нечего. Ездить нужно по области или куда-нибудь дальше
Выдвигаемся в Екатеринбург
После Челябинска другая столица Урала Екатеринбург выглядит просто Европой. Начинается, всё ещё на трассе: стоит пересечь границу областей, как грязи становится на порядок меньше. Как? Почему? То ли они меньше реагентов льют, то ли убирают по-другому, но первое, что хочется сделать, в Екатеринбурге пусть даже после 200 км пути из Челябинска – помыть машину и не позориться.
Екатеринбург красиво занесен снегом, грязи нет (но, как следствие, нет и разметки), здесь прекрасные рестораны и гостиницы, красивая архитектура (но тоже местами). В этот город определённо хочется вернуться ещё и погулять подробнее. Здесь есть бетонный памятник клавиатуре, много занятных советских домов (один из них построен в виде серпа и молота), здесь относительно недавно открыли невероятно интересный Ельцин-центр (агитка, конечно, но экспозиция сделана мастерски и не может не впечатлять). Ельцин родом из этих мест и свою карьеру построил именно в этом регионе.

В Екатеринбурге проживала после ареста и в 1918 году была расстреляна царская семья. Дом, где содержался Николай II с семьей был спешно снесён в советское время. Сейчас на этом месте высится храм.
Мы было уже выехали из Екатеринбурга, но этот город так просто не отпускает
На выезде из Екатеринбурга остановились ненадолго на трассе, уточнить маршрут, стоим и вдруг сзади раздается небольшой удар и глухой звук чего-то просыпающегося на вещи. Результат на фото... Что это было, до сих пор неясно. То ли из проезжающей машины что-то кинули, то ли вылетело что-то из-под колеса. Судя по «лучам» попало в левую часть стекла. Так ничего и не нашли.

Что делать? Ночью обещают мороз -30, днем уже -20. И здесь «Крузак» ещё более удивил. Самый крайний вариант: заматывать скотчем и ехать ещё около 2500 км до Москвы. К счастью рядом Екатеринбург, крупный город, всё-таки. ИТАК! Новогодние праздники, 17:00, половина сервисов не работает вообще или уже, но за полчаса на телефоне нам удаётся решить проблему – стекло есть в наличии, его ставят за часа полтора, полчаса мы ещё ждем на всякий случай и сутки ездим аккуратно, но проблема решена за 3-4 часа. Популярная машина в России! Кто хоть раз менял стекло на каком-нибудь редком автомобиле, подтвердит, что поиски и ожидание заказа занимают неделю минимум. А здесь буквально раз и готово. Бесценная универсальность.
И снова в дорогу.
Мы начинаем долгий путь домой. Обратный путь лежит по другой дороге – через Пермь и Ижевск. Увы, в связи с неприятностями в дороге и другими мелкими форс-мажорами Пермь приходится оставить в стороне.

Интересно, что чисто по карте, путь от Екатеринбурга до Ижевска кажется в два раза короче. Реальность же вносит свои коррективы, трасса идёт только так и никак по-другому.
Поздно ночью прибываем в Ижевск
Типичный Ижевск выглядит как на фото выше. Город, известный прежде всего своей промышленностью: выживающим автомобильным заводом и неплохо себя чувствующим оружейным, где делают знаменитый на весь мир Калашников.

Сам Ижевск довольно милый, но скучноватый город, любители могут посетить Музей Калашникова. Экспозиция музея довольно унылая и скучная, но при музее есть тир! Наверное, единственное место, где можно официально пострелять из многих видов огнестрельного оружия. Цены немного кусаются, правда. Требуют паспорт и права (вместо прав можно показать стандартную медицинскую справку, какую делают для получения прав)
В экспозиции можно за 50 рублей получить мастер-класс по неполной сборке-разборке автомата.
После Ижевска нам предстоял, по сути, уже технический перегон обратно до Москвы. Ехали только с остановкой на ночёвку в Казани и АЗС
Что можно сказать по итогам?
Сложно писать о Toyota Land Cruiser 200. Хвалить эталон всё равно, что писать в школьном сочинении банальность типа «Я думаю, что Пушкин великий поэт». Да всем и так понятно, что это одна из тех машин, которая до сих пор остаётся верной старым-добрым принципам, что автомобиль должен быть большой, надёжный и хотя бы первые 200 тыс километров вообще не беспокоить владельца.

По итогам расход 4,5-литрового дизельного двигателя вышел около 12 литров на сотню километров, с учётом сильных морозов, прогревов огромного салона и местами бездорожья со снегом. Самое крутое – это комплектация с дополнительным 45-литровым баком, что вместе со стандартным баком на 93 литров могло увезти 138 литров топлива. На АЗС, не раз заправщики удивлялись видя трехзначное число литров, поместившихся не в грузовик, а в просто большую, но всё же легковую машину.
Обновлённый «Крузак» изменился внешне, но главные отличия, конечно, внутри.
Большой экран, куча улучшений эргономики, приятные материалы отделки. Да, в салоне Land Cruiser 200 стал ещё более премиальным, а внутри остался прежним трудягой и идеальной машиной для длинных и плохих дорог. За это мы все его и любим!