Путешествия Мосгордрайва
Toyota Land Cruiser 200: за три радуги к проклятой горе
Путешествие из Москвы в Карелию до горы Воттоваара
Одним дождливым московским летом, когда погоду мы оценивали, как «холоднее не придумаешь», было принято странное решение – едем еще дальше на север. На чём? Конечно, на одной из самых идеальных машин для длинных путешествий и плохих дорог – дизельном Land Cruiser 200 с расширенным баком.
Решить-то решили, но куда конкретно? Да так, чтобы совсем подальше от цивилизации, подальше от шума города... Собрали компанию и вперёд – покорять проклятую карельскую гору Воттоваара.
Чтобы добраться до проклятой горы нужно, прежде всего, доехать до Петрозаводска. От Москвы это с небольшими погрешностями ровно 1000 км. Половина дороги точно такая же, как в Питер.

С заправками проблем нет – брендовые АЗС на любой вкус, а вот с местами, где можно вкусно поесть на трассе, сложнее.

Можно порекомендовать кафе при АЗС BP на объездной Великого Новгорода, да кафе «Полпути» (реально полпути до Питера) рядом с АЗС Газпромнефть на 368 км трассы у населенного пункта Едрово.

У этого кафе нам и встретилась первая радуга
После Великого Новгорода Навигатор велит резко поворачивать с трассы направо
Вторая радуга
От Петрозаводска до горы Воттоваара
Воттоваара не зря называется проклятой горой: ехать туда одним экипажем, конечно, можно, но довольно рискованно. Связи нет никакой и в случае чего вам придется либо идти километры пешком до ближайшей вышки, либо надеяться на помощь от таких же туристов.

Чтобы добраться до горы нужно забить в навигатор населённый пункт Гимолы от него далее идёт единственная дорога до горы, не заблудитесь. От Петрозаводска быстро доезжаем по хорошей дороге до поворота на Кондопогу, здесь будет последняя брендовая АЗС – ТНК, еще одна АЗС местного разлива будет на повороте с трассы в сторону горы. Так или иначе запас топлива следует закладывать на 250 км туда и обратно. С учетом разбитой дороги и небольшого бездорожья прожорливым автомобилям рекомендуется взять с собой канистры.
Toyota делает свои «Крузаки» с опциональным баком объемом аж 135 л! Деньги-то не проблема, а вот радиус действия расширяется – вот, что бесценно.
Строго говоря и сам расход дизельного 4,5-литрового двигателя мощностью 249 л.с. (двести сорок девять) приятно удивил – в смешанном режиме редко превышал 13-14 литров (это-то при массе пустого под 3 тонны, а в этот бескрайний багажник можно загрузить много).
Но вернемся в Карелию. Основные трассы здесь без иронии просто прекрасные, а вот стоит чуть отъехать в сторону, как типичная дорога превращается в хорошо укатанный грейдер, выглядящий как на фото ниже.
Типичная хорошая дорога в Карелии
Дорога после посёлка Гимолы петляет между болотами, пересекает деревянными мостами реки.
Совершеннейшие северные красоты, не меняющиеся последние несколько тысяч лет.
Некоторые реки приходится преодолевать по неровным бревенчатым мостам. Вот где и дорожный просвет и тяговитый дизельный двигатель с крутящим моментом аж 650 Нм пригождаются по полной программе, машина просто едет как танк.
Не обходится и без бродов
Кстати, с нами в компании был, казалось бы, просто кроссовер – Toyota RAV4, который, тем не менее, также достойно преодолевал все препятствия на пути.
Конечно, на видео, как всегда, не попадают самые суровые броды. Там думаешь больше как ехать, вместо позирования и съемок. В одном из крупных бродов наш «Крузак» прошёл боевое крещение – номер смыло волной. Хорошо опыт уже научил проверять наличие переднего номера после проезда даже крупных луж.

Пришлось натягивать сапоги, возвращаться бегом на пару сотен метров и минут 15 шарить в холодной воде в поисках номера. Пластмассовые рамки трескаются даже от небольших усилий и с лёгкостью слетают с креплений. У еще одной машины из нашей группы тоже номер чуть не остался навсегда у проклятой горы.
Судя по количеству номеров на обочинах и столбах, здесь, у Воттоваары – это совершенно обычное дело.

Дорога петляет, где-то подтопляется дождями, где-то болото выходит из берегов.

То вниз, то вверх.
Дороги Карелии
На фото светло, но поздно. На берегу живописной реки располагаемся на ночлег. Завтра покорять гору
Это только кажется, что вот она гора, близко, а идти полдня, пешком среди камней и скрюченных сухих деревьев, даже люди ведут себя здесь как-то странно
Воттоваара хранит множество загадок и тайн. Что удивительно, сама гора и странные камни на ней были обнаружены относительно недавно – лишь в 1978 году поисковиком С.М. Симоняном. Народное название «Смерть-гора», вероятно, появилось после 1942 года, когда финны уничтожили здесь большой отряд советских партизан.
Больше всего на горе поражает абсолютная тишина и бескрайнее зеленое море леса, изредка прерываемое озерами. Никакой связи здесь на десятки километров нет и, наверное, ещё долго не будет. Поэтому крайне не рекомендуем ехать без подготовки и одной машиной.

Высота горы всего 417 метров над уровнем моря, но это самая высокая точка Западно-Карельской возвышенности.
Самое странное в этих краях – полное отсутствие фауны. Даже озера вокруг горы мертвы. Считается, что это уникальное место с разломами и россыпью камней образовалось в древние времена в результате мощнейшего землетрясения.
Ещё одна из загадок ждёт нас на самой вершине – россыпи из тысячи камней, которые, кажется, уложены в определённом порядке. Исследования горы показали, что комплекс формировался на протяжении многих лет. Более того, некоторые камни будто специально были ровно обтёсаны древними камнерезами и поставлены друг на друга.

Когда это всё появилось? Кто это сделал, так и остаётся до сих пор загадкой.
Побывав здесь раз, не забудешь на всю жизнь
Исследователи предполагают, что это место использовалось древними людьми для совершения ритуалов и жертвоприношений. В почве на вершине горы содержится много фосфора, что согласно гипотезе обусловлено тем, что многочисленные принесенные здесь в жертву тела оставались гнить здесь же и фосфор из их перегнивших костей так и остался в грунте. Остатки подобных каменных культовых сооружений бронзового века можно видеть по всему европейскому побережью Атлантики (вспомним, тот же Стоунхендж), но сооружений подобного масштаба не встречается нигде.

Удалённость места, его труднодоступность до сих пор являются причиной его малоизученности. Здесь не музей и даже не заповедник, можно приехать на машине и спокойно ходить среди обломков, наверное, одного из самых больших культовых мест Европы.

Доехать сюда можно только на проходимой машине, ночевать только в палатке и, желательно, большой компанией. Местные здесь есть, встречаются, в основном это медведи.
До Воттоваары трудно добраться, но забыть потом невозможно
Отправляемся в обратный путь, снова сквозь броды и дебри лесов по грейдерам. Едем в сторону Финского залива для ночевки с палаткой.
Сдаём прекраснейшее место для палатки или просто пикника на Финском заливе – песчаный пляж на мысе Флотский. Здесь чистейший песок, к пляжу подходит хорошая дорога, рядом цивилизация и кроме местных дачников никого.

Вокруг прекрасный лес.
Флотский мыс на Финском заливе
Сдаём прекраснейшей место для палатки или просто пикника на Финском заливе – прекрасный песчаный пляж на мысе Флотский. Здесь чистейший песок, к пляжу подходит прекрасная дорога, рядом цивилизация и кроме местных дачников никого.

Вокруг прекрасный лес, тишина и чистейший воздух. Всем любителям северных пейзажей обязательно к посещению. Проверено не раз в поездках в Карелию. Отсюда же удобно доехать до северного берега – питерской «Рублевки» с ресторанами, отелями и прочей инфраструктурой.
Хороших вам путешествий, попутного ветра (он снижает расход) и оставайтесь с нами. У нас ещё много предложений.
Вы спросите: А где же третья радуга?
А вот она:
Отдельное спасибо Toyota, неизменно помогающей нам помогать вам планировать путешествия и открывать новые, неизведанные места, куда можно доехать на автомобиле. О том, на чём ехать к Воттовааре даже вопрос не стоял, нужно было доехать и быть полностью уверенными в том, что машина не подведёт и доедет. Путешествовавший с нами Toyota RAV4 также немало удивил.

Не бойтесь путешествовать. Это всё равно, что книги читать.
На связи! Ваш Мосгордрайв.