Путешествия Мосгордрайва
Mercedes-Benz G-класс:
из Петербурга в Москву
Что можно увидеть по пути из одной столицы в другую, если ехать по старой дороге без спешки
Сейчас мы уже привыкли, что неспешная дорога из Петербурга в Москву занимает какой-то день или ночь. Сели и доехали, немного постояв в пробках, немного потолкавшись с грузовиками, где-то перекусив, где-то отдохнув немного.
Сложно представить, что до появления железной дороги путь мог занимать неделю с остановками и сменой лошадей, ночёвками в деревнях. Всё это до сих пор можно видеть по старому тракту... что мы и предлагаем вам сделать вместе с нами, а может и потом в своих поездках благодаря этому путеводителю.
Питер и Москва, вечные соперники. Даже по небоскрёбам Петербург собирается догнать и перегнать столицу. На фото справа мы в Петербурге, где сейчас почти за городом к следующему году должны возвести Лахта-центр, главным зданием которого станет башня высотой 462 метра – самое высокое здание Европы.
Будет и в Питере своя башня, у которой все фотографируют свои машины.

Но отправляемся в путь. В Москву!
Товарное сообщение по железной дороге после запуска «Сапсанов» отменили, поэтому «ленинградка» – дорога фур. Грузовиков здесь ночью больше, чем легковых машин.
Тосно
Первый городок по пути из Петербурга - Тосно. Аж до 1963 года это было село. Современный пейзаж - в центре типовые панельные многоэтажки, пластиковые магазины, а на окраинах – ряды деревенских домов. Самое интересное, что было в Тосно – церковь XVIII века, которую в советское время перестроили под районный дом культуры. Теперь пытаются вернуть в «божеский» вид. Видимо, со средствами не очень, поэтому вместо научной реставрации на советской коробке просто сверху ставят купола, а снаружи наверняка обошьют пластиком. Показательный пейзаж провинциальной России начала XXI века – ради этого можно и сделать остановку.
Усадьба Марьино
Сразу за Тосно, в 9 километрах направо от трассы, в посёлке Тарасово находится усадьба Марьино. Усадьба принадлежала знатным вельможам – графам Строгановым и князьям Голицыным. Всё, как полагается у богатой дворянской усадьбы – большой парк с каскадом прудов, полукруглый главный дом в стиле классицизм на высоком берегу реки, каменные львы по краям от лестниц. Модная в конце XVIII века псевдоготика тоже тут отметилась – усадебную церковь построили именно в этом стиле, причём перестраивал её крепостной зодчий графов Строгановых. Возможно, именно за этот проект получил вольную. Недавно парк благоустроили, только церковь так и осталась в руинах.
Почтовая станция в Померанье
Почтовые станции на Руси появились ещё в XIII веке. От слова Ям происходит слово ямщик – служитель почтовых станций. В XVIII веке между Москвой и Петербургом было 24 почтовые станции. Они располагались через каждые 25-35 километров. Именно столько можно было без отдыха проехать по тем дорогам и транспорте. Станцию в деревне Померанье открыли в 1796 году, взамен старой станции в Любани. Нынешнее здание построил в 1811 году Луиджи Руска (автор, например, верхушки Никольской башни московского Кремля). В центральной части здания находилась квартира смотрителя и коллежского регистратора, в левой части – кухня и людская. В правой ямщицкая.
На каждой станции советую из коляски выбрасывать пустую бутылку; таким
образом, ты будешь иметь от скуки какое-нибудь занятие.
А.С. Пушкин, в письме другу Соболевскому
Схема Петербургского тракта с отметкой всех почтовых станций
А вот выдержка из правил пользования почтовыми станциями 1808 года:

«Никто не имеет права принуждать почтаря без перемены лошадей ехать более одной почты, також и к скорой езде, которые и без того должны нижеписанное число вёрст в час неотменно везти, а именно: обыкновенных проезжающих в летнее время не более 10, в зимнее не более 12, а в осеннее не более 8 вёрст в час. Курьеры же и фельдъегери имеют быть возимы столь поспешно, сколько сие будет возможно».

Вот такие ограничения по скорости на «Ленинградке» 200 лет назад.
По пути встречается много интересных названий деревень и сёл: Большое Опочивалово, Мясной бор, Жары, Вины, Тютицы, Харчевня, Долгий мост, Холохоленка, Домославль, Выдропужск, Колёсные горки.
Если о происхождении некоторых можно догадаться или узнать в справочниках, то многие другие до сих пор загадочны.

Селищи. Аракчеевская деревня
ОБ АРАКЧЕЕВСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ

В начале XIX века Александр I решил провести военную реформу и учредить военные поселения. Руководителем проекта император назначил графа Аракчеева. Проект поистине утопический: строились целые городки, где солдаты могли бы жить вместе со своими семьями и одновременно проходить военную подготовку. Солдат брали из окрестных сёл, выкупали крестьян у местных помещиков.

ПОРАЖАЕТ ДО СИХ ПОР!

В Новгородской области, недалеко от Чудова, в 9 км налево от трассы, в деревне Селищи стоят огромные остовы зданий, напоминающие античные руины. Здесь был расквартирован полк графа Аракчеева. От целого городка казарм остались только стены манежа и полковой церкви. Всё это строилось в 1810-е - 1820-е годы. В здешних казармах в 1838 году полтора месяца служил Лермонтов. В 1843-47 годах - Лорис-Меликов, будущий министр внутренних дел Александра II. В 1872 году здесь родился известный анрепренёр Дягилев. Во времена Великой Отечественной тут лечили раненых, но с послевоенного времени здания заброшены, и сейчас на стенах уже выросли деревья.
Дальше в дорогу по старейшему шоссе!
Новгородская область
Под Великим Новгородом, в 3 км от города на север, стоит посмотреть на завод минеральных удобрений «Акрон». Есть своя красота в индустриальном пейзаже на фоне бескрайних полей и лесов. Но самое удивительное стоит искать у главной проходной завода: арт-инсталляция «Унесённые временем». Изначально здесь просто стоял паровоз Эр 796-25 (1952 года выпуска). Паровоз много лет отработал на Ленинградском направлении, на перегоне Окуловака - Малая Вишера. Потом, к 1150-летию Новгорода, здесь появился Ленин. И даже не один, а целых два! Один, как и сейчас, гордо стоял в паровозе, а второй сидел рядом на траве, в ярко-сиреневом пиджаке. Местные коммунисты возмутились, сочли это издевательством над их идолом, и сиреневого Ильича пришлось убрать.
В трёх километрах от завода, в селе Вяжищи, поражает своим великолепием Николо-Вяжищский монастырь. Монастырь основан ещё в XIV веке, но нынешний облик он приобрёл в семнадцатом столетии. Главная фишка монастыря – изразцы. Их здесь безумное количество, абсолютно всё отделано ими.
Великий Новгород
5 пунктов, которые нельзя упустить в Великом Новгороде:

1) Кремль (стены, башни, палаты, Софийский собор). Обязательно нужно зайти во Владычную палату (единственное в России настоящее готическое здание).
2) Через мост от кремля - Ярославово дворище и торг (в одном небольшом квартале сразу почти десяток церквей XII - XV веков)
3) Древние церкви Новгородских «концов». Их огромное количество, но самые яркие и интересные: Петра и Павла в Кожевниках, Спаса на Ильине, Петра и Павла на Славне.
4) Городские валы и рвы XIV века, ещё сохранилась одна башня городской стены (не кремля, а именно стены, окружавшей когда-то весь город).
5) Шедевр модернизма – драматический театр, о нём читайте ниже.
Отдельно нужно упомянуть здание Драматического театра им. Достоевского. Модернистская постройка, к которой в любой стране Европы и Америки ходили бы толпы туристов и которая тиражировалась бы по всем учебникам и каталогам современной архитектуры в Великом Новгороде даже не рекламируется.
Здание было построено к 1987 году и к его проекту приложил руку даже музыкант Андрей Макаревич.
Бронница
Храм на горе ???
Недалеко от Новгорода, на старом Петербургском тракте, на берегу реки Мсты стоит село Бронница (не путать с городом Бронницы в Московской области). Здесь находилась следующая после Новгорода почтовая станция.
Нынешнее состояние прекрасного храма далеко от идеального
В селе целых две церкви. Одна прямо у дороги на берегу реки. А вот вторая гораздо интереснее, и стоит на высоком красивом холме. Построена в 1828-32 годах известных аритектором Стасовым (автором, например, гостиницы в Москве на бульварном кольце). Увы, церковь уже много лет заброшена.
Мост через Ярынью
Величественный итальянского вида мост
Рельсы иностранного производства. Предположительно английские
В 100 километрах от Новгорода, в деревне Ярынья есть поворот на грунтовку, налево с «Ленинградки». По грунтовке 3,1 км от трассы, после деревни Колокола нужно остановиться на старом железнодорожном переезде, который едва видно под песком. Дальше - пешком чуть больше километра по заросшим железнодорожным путям. Мост построили в 1914 году при прокладке железной дороги Валдай-Крестцы (ответвление от Бологого). Мост высотой 18 метров (с 6-этажный дом! Фото не передаёт масштабов). Последняя электричка прошла по этой ветке в 1992 году, последний товарный поезд - в 2011.
Яжелбицы
Посреди лесов, в самой глуши Новгородской области, на старом тракте раскинулось село с колоритным названием – Яжельбицы. Вроде деревня, как деревня, но у её главного перекрёстка стоит заброшенное здание - очередная почтовая станция, перестроенная, возможно, из путевого дворца Екатерины II. Таких дворцов по дороге из Петербурга в Москву было 6, строились они специально для удобства перемещения императрицы из новой столицы в старую и обратно.

Яжельбицы упоминает Радищев, в своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву», он пишет о похоронах на местном кладбище.

Не обделил это село внимание и Пушкин. В том же письме Соболевскому:

"Как до Яжельбиц дотащит
Колымагу мужичок,
То-то друг мой растаращит
Сладострастный свой глазок!

Поднесут тебе форели!
Тотчас их варить вели,
Как увидишь: посинели,-
Влей в уху стакан шабли.

Чтоб уха была по сердцу,
Можно будет в кипяток
Положить немного перцу,
Луку маленькой кусок."


Зажиточное село наверное было. А сейчас - грусть, и всё больше и больше зарастает деревьями бывшая почтовая станция. Ленинградскую трассу в советское время спрямили и теперь Яжелбицы объезжают через окраину села. Ни форели тебе не поднесут, ни шабли в уху не вольют!
Валдай
Валдай – город на краю Новгородской области, на берегу озера Валдайского. Живописные рельеф, милые старинные домики в центре. Туристический потенциал есть, но, увы, не используется.

А ведь Пушкин тоже упомянул в том же письме:

"В Валдае спроси, есть ли свежие сельди? если же нет,

У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай."

Заключье
Сложная дорога до Заключья
За Валдаем отклоняемся от Петербургской трассы и едем направо. Наша цель – усадьба Заключье, одна из самых красивых в России. Яндекс-Навигатор по этому названию неплохо доводит. Дорога по больше части асфальтовая, но пока что там активно меняют покрытие, и нормальные участки чередуются с очень плохими. Где-то посреди лесов мы въезжаем в Тверскую область.
И вот после километров разбитой, а затем грунтовой дороги – шикарная заброшенная усадьба:
Усадьба Заключье
Усадьба Заключье расположена всего в 700 метрах от железной дороги Петербург-Москва. На крутом берегу озера посреди лесов стоит дом, напоминающий европейские замки. Причем, некоторые его стены сложены из валунов. Особняк построил себе в конце XIX века архитектор Александр Хренов, автор трёх десятков доходных домов в Петербурге. После революции архитектор уехал в Китай, в город Харбин. Там он продолжал проектировать дома, потом уехал в Чикаго, а ещё позже - в Париж, где и прожил последние годы. А усадьбы Заключье превратили в пионерский лагерь, потом в туберкулёзный санаторий. Уже лет 15 усадьба заброшена...
Бологое
Бологое – все знают эту станцию как половину пути между Москвой и Питером. К сожалению, делать в Бологом, как оказалось совсем нечего. Выйти вдохнуть воздуха на платформе, посмотреть на паровоз у вокзала – единственное, что можно посмотреть.
Здесь настолько ничего не происходит, что даже Высоцкий, выходивший покурить из поезда во время короткой остановки по пути в Ленинград, удостоился памятника.
Вышний Волочёк
Вышний Волочёк – город, который все помнят либо благодаря пробкам и Макдональдсу, либо благодаря скоростному объезду, но всё не так просто. Вышний Волочёк – один из немногих городов по пути, куда действительно стоит заехать.
В Вышнем Волочке очень хорошо сохранилась историческая среда в центре. Причём, город имеет регулярную планировку кварталов, на многих улицах сохранилась сплошная строчная застройка. Но самое главное – это река Цна с многочисленными излучинами и протоками, и целая система каналов. Вышневолоцкая водная система появилась при Петре I и связывает приток Волги Тверцу с Балтийским морем. Это важный торговый путь и в древности приходилось волочить суда по земле, отсюда и название города. В этом некогда очень богатом городе сходились и наземные, и водные торговые пути.
Вышний Волочёк мог бы быть идеальным туристическим городом в середине пути из Петербурга в Москву, но не стал. Спешите видеть, что ещё осталось
Василёво
И снова достаточно ненадолго отъехать с трассы и можно увидеть это...
Это тот самый мост из фильма «Ночной дозор». Он находится всего в 1,5 км от Петербургской трассы, на территории усадьбы Василёво. Усадьба принадлежала дворянам Львовым. Их дальней родственник, известный архитектор Н. Львов, построил в конце 18 века усадебный дом и каменный мост. Этот мост в 20-м веке один краевед назвал Чёртовым, по Чёртову острову на местном ручье. С тех пор мост только так и называли. Вообще, таких валунных мостов много в окрестностях Торжка, - у архитектора Львова было немало заказов. Каменные мосты Львова ещё есть в деревнях и сёлах: Паника, Митино, Грузины, Знаменское-Раёк, и т. д.

Кроме моста на территории усадьбы Василёво ещё небольшой музей деревянного зодчества, местные Кижи - сюда свезли разные деревянные здания и церкви с дальних уголков Тверской области.


Так мост выглядит в реальности:
Торжок
Торжок – это также один из городов по пути, куда нужно заехать в обязательном порядке хотя бы на час полтора, отведать знаменитых «пожарских» котлет в ресторане Onix (сами опробовали в нескольких местах и рекомендуем эти). Эти котлеты придумали именно здесь, в Торжке, в гостинице князей Пожарских. Рекомендовал их ещё сам Пушкин, благодаря ему они и стали настолько популярными. Обязательно посмотреть на набережную и храмы, прогуляться по мостам. Понять, что у города все исходные данные, например, Зальцбурга, но власти ими не используются.

Посмотрите на виды сами:
Кроме того, под Торжком можно заехать на водопад к скалистому берегу реки Тверцы в деревне с интересным названием Паника (так и забивайте в навигатор). От трассы до водопада - 2,5 км.

Где-то можно проехать на любом кроссовере, но до самого водопада пройти пешком по тропинке, если только у вашего автомобиля не солидный внедорожный потенциал
А за Торжком уже Тверь... «Тверь – в Москву дверь», как говорили в давние времена. По Тверской области и Московской уж только ленивый не путешествовал, здесь уже до Москвы рукой махнуть.
Напоследок нельзя не рассказать о G-классе
Гелендваген – совершенно удивительный автомобиль. То, что компания Mercedes-Benz до сих пор в течение уже нескольких десятилетий не снимает его с конвейера делает компании большую честь. У нас на тесте был ещё и брутальный дизельный G350d, прёт как трактор, почти три тонны чистого металла, мосты и брутальные двери, закрывающиеся с силой и со звуком как у танка. Машина, которая по любой дороге может ехать с абсолютно любой скоростью, а кочки преодолевать играючи, потребляя при этом по факту в среднем 12,5 литров на сотню, хотя где только мы с ним не проезжали.
Сейчас принято ныть, что, мол, таких машин больше не делают, сплошной ширпотреб и пластик... А вот и делают! Гелендваген похож на видавшего виды опытного полковника: всё видел, всё может, крепок и даст фору многим молодым. По-прежнему брутален и мощен.

Каждая деталь здесь кричит о традициях и силе:
Если ручка коробки, то с большим набалдашником! Блокировки? Пожалуйста, все три дифференциала замыкаются физически, никаких имитаций. При этом, делается это тремя кнопками. Никаких «женских» подстаканников, а раскладной столик из бардачка и ручка для пассажира. Держись, брат! Ломим!
Пассажиров заднего ряда местом несколько обделили, да и не та эта машина, чтоб сзади ездить. Зато багажник... Багажником это пространство назвать даже сложно, это целое десантное отделение, где без проблем присев на колесо и в полный рост разместятся два крупных мужчины в полной выкладке.
Система регулировки сидения
Отдельно удивляет этот небольшой блок управления. С помощью него можно регулировать боковую поддержку, длину подушки под ногами и поясничные упоры. При этом регулировка здесь не как в большинстве современных автомобилей, а очень традиционная, так как делали на самых крутых автомобилях лет 10-15 назад. С помощью пневматики, компрессора и надувающихся подушек. Уже за одну эту деталь в Гелендваген можно влюбиться.
Привычных пластмассовых подстаканников между сиденьями нет, зато пассажиру положена авоська под бутылку. Ещё одна настолько своеобразная деталь, что её не увидишь больше ни на одном автомобиле. Не зря все Гелендвагены делаются исключительно на одном заводе в австрийском Граце (родина Шварцнеггера, на минуточку) и только там. Индивидуальный подход, многолетний опыт и полная уверенность в себе. Это индивидуальная машина родом из тех далеких времен без ГМО и синтетики, машина которая эволюционирует не со всеми, а сама по себе.
Спасибо компании Mercedes-Benz за этот удивительный опыт и возможность составить для Вас этот путеводитель!
До новых встреч!