Истории мосгордрайва

Toyota Hilux на русском севере

1000 километров суровой северной красоты от Кеми до Териберки через Хибины и Мурманск.
Русский север... красоты, о которых мы слышали, да мало, кто доезжал. Северные сияния, суровая природа, края морошки и мошкары. Водопады и горы, реки и озера... Если бы подобные пейзажи были где-нибудь в Ирландии, то уже бы разлетелись по всему миру в календарях и открытках. Русский север – это уникальная возможность открыть для себя то, что мир для себя откроет уже скоро. Видно, что в этих местах медленно, но верно появляются отели, дороги, редкие туристы, но пока места тихие и дикие, но не настолько, чтобы в радиусе 100-200 км не было приличной гостиницы и ресторана. Решайтесь и выезжайте.
Немного полезных фактов
  • Общий пробег от Москвы до Териберки с крюком через Карелию и Питер – 5000 км.
  • Дороги без снега на удивление хорошие, доехать можно хоть на Феррари.
  • Проблем с заправками на трассе нет, но километров 100 без брендовых АЗС возможны.
  • Северное сияние невозможно предсказать, зависит от выбросов на солнце. Чистое везение.
Мы не будем утомлять подробностями дороги до Санкт-Петербурга или Петрозаводска, а начнем с самого севера – с Кеми.
Даже не совсем с Кеми, а с расположенного рядом посёлка Рабочеостровск
Рабочеостровск находится прямо напротив Соловецких островов.
Грязные брёвна в воде, остатки старого барака, пристани и железной дороги – всё, что сейчас напоминает о суровых сталинских годах. Страшно представить, сколько людей погибло с этим видом в нечеловеческих условиях от мороза, болезней, недоедания, антисанитарии...

Слава Соловецких лагерей особого назначения (СЛОН) надолго пережила сами лагеря. К счастью сейчас дальние обители потихоньку приходят в порядок, ремонтируются и вновь отданы церкви.
Протиснувшись здесь среди камней мы разбиваем первый лагерь
Пикап всё же одна из самых удобных машин для большой экспедиции с кучей вещей.
В Рабочеостровске Павел Лунгин снимал фильм «Остров» с Петром Мамоновым в главной роли.
Здесь до сих пор осталась часовня, сделанная специально для съемок фильма и очень живописно поставленная на небольшом мысу.
От ночи мы не ожидали ничего особенного, но вдруг...
Северное сияние стало бить с неожиданной для этих мест силой!
Конечно, на обработанных фото всё выглядит по-другому, где-то более ярко, а где-то более контрастно, в реальности глаз видит примерно, как на следующем фото: вокруг темно, а в небе будто разлили густые сливки, которые медленно растекаются, в некоторых местах вдруг подсвечиваются всполохами и снова угасают. На фото и в жизни выглядит очень по-разному. Фото – более яркая статика, а в жизни – более блеклая, но динамика. Одно из явлений, которое обязательно нужно видеть вживую.

Будто кадр из фильма «Остров» только своими глазами
Под утро северное сияние заиграло с больше силой
Наступает утро и мы покидаем Кемь...
Продираемся сквозь камни и используем полный привод во всю, даже блокировка заднего моста пригодилась.
Toyota Hilux сразу же покоряет своей суровостью. Есть куча машин гораздо дороже, есть и проходимей, но именно на Hilux едешь и не волнуешься, что где-то не пройдет или что-то может не тем задеть. Снизу один металл и суровая рама, глушитель где-то вверху под рамой и пробить его физически невозможно. При этом привод здесь подключаемый, то есть по трассе можно ехать на заднем и потреблять какие-то жалкие 8 литров на огромной 177-сильной машине.
Что отдельно удивило, так это умение очень хорошо держать дорогу на трассе на скоростях выше 100 км/ч, будто и не пикап. С пустым кузовом на задняя часть, конечно, подскакивает, но кто мешает чуть загрузить?!
По идеальной, будто европейской, дороге выдвигаемся в Хибины
Где-то на трассе «Кола», примерно между поворотами на Тэдино и Пояконду рядом с озером Нигрозеро проходит линия Северного полярного круга. Через несколько километров заканчивается Карелия и начинается бескрайняя северная Мурманская область.
Дорога, на удивление, не ухудшается, а остаётся такой же прекрасной, без сильного траффика, с хорошим ровным покрытием и идеально прямая.

В точке, где линия полярного круга пересекает трассу, установлен знак
Чуть дальше сразу после Зеленоборского на трассе есть очень и очень неплохое придорожное кафе «Зеленый бор» (там же почти напротив слева будет хорошая АЗС «Роснефть», место на карте).
Не пропустите, неплохая домашняя еда, пирожки. Приятное исключение в ряду придорожных столовок.
А трасса всё красивей и красивей, ехать одно удовольствие
К вечеру по спокойной дороге мы приезжаем в Кировск
Вид Кировска с горы. Фото: Википедия/Fsb-reddie
Кировск – советский город, построенный в невероятно живописном месте, среди Хибинских гор. Население города – всего 30 тысяч, однако здесь успели пожить и Венечка Ерофеев, и поэт Николай Рубцов... Видимо, действительно местные виды и город в тупике хорошо настраивают на алкогольно-медитативное творчество.

При этом Кировск не производит впечатления заброшенного города, здесь активно работает градообразующее добывающее предприятие «Апатит», есть горнолыжные трассы.

Из нашего опыта , вкусно поесть северной кухни можно в ресторане «В своей тарелке», а неплохо переночевать в гостинице-санатории «Тирвас» (она ещё и хорошо расположена сразу у грейдера в Хибины).
Парковка санатория-гостиницы «Тирвас»
На парковке неожиданно почувствовали себя маленькой машинкой среди серьезных внедорожников. Вечером парковке у Хибинских гор внезапно собрались сразу три Toyota Hilux разных лет выпуска и разной степени подготовленности, и с разными номерами: московским, финским и норвежским. Казалось бы, чего забыли наши северные соседи в этих краях? А всё просто: Россия – рай для любителя внедорожных покатушек. В Европе уже не везде так просто съедешь в лес по любой дороге, да и вся природа уже освоена и расписана под заповедники. А в России... катайся не хочу!
Мы не планировали долго быть в Хибинах, а в результате довольные катались там целый день
Это был один из немногих случаев за всю поездку, когда действительно пригодился полный привод и большой дорожный просвет. Были крутые горы, горные реки...
В Хибины от гостиницы «Тирвас» идёт одна дорога, не ошибётесь. Ведёт она на базу МЧС, куда сотрудники ездят исключительно на «буханках», от дороги есть ответвление в сторону гор, но нужно преодолеть брод...
Не по капот, конечно, но двери помыть можно
Доехать до снега в начале октября – бесценно
Хибины – горы невеликие, самая высокая точка здесь всего какие-то 1200 м, но при этом это северные горы, ни с чем не сравнимые горы, наполненные своей суровой красотой.
Правое фото: Михаил Дрёмин
И вновь в дорогу. Впереди Мурманск и Териберка!
Нестандартная и однозначно полезная штука в Toyota Hilux – выдвижной подстаканник слева от руля. Лучшего места для телефона с навигатором в дальней дороге просто не найти. Любые «держалки» менее удобны, чем встроенное решение, пусть даже для бутылки. Не видели подобного ни на одной машине до этого.

Вид промышленной зоны города Апатиты
Выезжаем из Кировска, минуем промышленные виды города Апатиты, и мы снова на трассе Р-21 «Кола».
Всего 200 километров по идеальной трассе воспринимаются скорее, как возможность отдохнуть, а не как утомительная дорога. Обгоны даются легко и зачастую без отключения круиз-контроля, сильно плотного движения по трассе нет. Пара часов и мы в Мурманске.
Общий вид Мурманска от памятника Защитникам советского Заполярья («Алёша»)
Мурманск – город суровый, северный, город, которому в октябре (по совпадению, именно в тот день, когда мы там были) исполнилось лишь 100 лет. До океана здесь ещё далеко, но порт большой.

Строго говоря, делать в Мурманске практически нечего. Сколько мы не готовились и не спрашивали у местных и неместных, ничего такого, ради чего стоит бросить всё и ехать в Мурманск не нашли.

Мурманск на карте где-то в конце длинного залива
Главная достопримечательность Мурманска – легендарный ледокол «Ленин». Теперь музей, однозначно, стоящий посещения.
Мурманск с населением 300 тыс. человек является самым крупным городом за полярным кругом в мире.
Сомнительное достижение, но здесь же находится и самый северный в мире McDonald's. В некоторых источниках, особенно иностранных, самым северным «Маком» называют, конечно, заведение в финском Рованиеми, но мы-то знаем, что Мурманск на целых 2 градуса севернее Рованиеми.

Из приличных гостиниц по сочетанию цена-качество мы выбрали Park Inn «Полярные зори». Отель, конечно, хитрит и на фото показывает только улучшенные номера, а стандартные представляют собой номера старой советской гостиницы с соответствующими полами и стенами, просто обставленные новой мебелью.

В полный восторг нас привёл ресторан Тундра Grill & Bar. Прекрасно всё, от выбора местных блюд до интерьера и обслуживания. Рекомендуем! А вот широко расхваленное кафе «Лето» совершенно разочаровало не только плохим обслуживанием, но и завышенными ценами. Не рекомендуем!

Отдельно стоит упомянуть про дизайнерское кафе-лавку «Морошка». Кофе и десерты здесь не сказать, чтоб хорошие, зато недорогие, а вот лучшего места для покупки хороших сувениров из Мурманска просто не найти. Отдельно стоит отметить бренд «Север».
Из Мурманска всего 130 километров до Териберки
Поворот на Териберку
Вы наверняка прочитали название села, как Терибéрка, большинство так читает, на что местные обижаются и поправляют, мол, это не табакерка – это Тери́берка. Это одно из немногих мест, а на обычной неподготовленной машине и единственное в районе Мурманска, где можно подъехать к океану на машине. Все остальные дороги ведут либо к пограничной зоне, либо к базам Северного флота (Гаджиево, Североморск). На трассе вы упираетесь в блокпост и едете обратно.
Дорога до Териберки пролегает через живописную тундру с мхом и болотами. Большая часть дороги снова удивительно хорошая, но после поворота на Териберку предстоит 40 километров не менее живописных грейдеров.
Сильные ветра, всё завалено снегом... с ноября здесь уже не каждый день проедешь, но без снега доехать можно на машине любой степени заниженности. Вдоль дорог то тут, то там можно видеть, что путешественники прошлых лет развлекались, как могли
И вот мы в Териберке...
В последние пару лет Териберка прославилась на всю Россию в связи с тем, что здесь снимали основные эпизоды фильма «Левиафан». Тема сурового депрессивного северного посёлка у моря здесь отражена по-полной. Никаких декораций не надо, одна живая натура, хоть сейчас кино снимай.

Проезжаем всё это...
И это...
И за горой нас останавливает не пойми откуда взявшийся сотрудник ГИБДД...
«Документики, дыхните...»
Похоже, многие туристы и местные начинают выпивать уже за рулём ещё за километров 30 на пустынном грейдере.

Типичная Териберка:
В Териберке есть магазины, но лучше закупиться едой в Мурманске. Кафе здесь не найти. Благодаря возросшей популярности Териберки у фотографов, особенно после съемок «Левиафана» здесь вполне сносно и недорого можно переночевать либо в мини-гостинице «Терь», либо в хостеле «Держи краба» (в этом хостеле также можно купить фирменное варенье из морошки).
Сама Териберка находится на берегу бухты большого залива, а чтобы увидеть бескрайний океан, нужно ехать севернее. Ориентир – Школьная улица... Хотя дорога там одна и заблудиться сложно.

За школой и жилыми постройками начинается грунтовая дорога, местами ровная, местами не очень, но проехать можно абсолютно на любом кроссовере.

Грунтовая дорога ведет мимо заброшенной метеостанции
Отсюда уже открывается хороший вид на океан, но мы едем дальше, от основной дороги есть ответвление на суровый северный пляж... Баренцева моря и Северного Ледовитого океана
Проезжаем ещё буквально километр и упираемся в озеро и огромный водопад, впадающий в море...
Подобные места в Ирландии и Норвегии обычно наводнены туристами, открытки и календари тиражируются по всему миру... А здесь приезжаешь и за редкие туристы сюда заглянут, тишина и спокойствие.
А как это все выглядит ночью!
Опять же не факт, что здесь вы точно увидите северное сияние, но вероятность этого гораздо выше, чем на севере Карелии.
В финальной точке путешествия невозможно не переночевать в палатке и не насладиться видом
Toyota Hilux тем и удивительна, что даже не понимаешь, то ли в тебе что-то просыпается от исследователя и покорителя, то ли сама машина тебя заставляет доехать куда-то подальше, съехать с дороги, въехать вон в ту гору, а потом в следующую... Машина, которая на плохие дороги или на их полное отсутствие заставляет смотреть свысока и ни разу не даёт усомниться в себе.
Машина, некогда бывшая просто функциональным грузовиком, теперь Автомобиль для нового образа жизни
Даже изнутри машина стала похожа на гражданские внедорожники с удобными сиденьями, на которых за тысячу километров не устаешь. Полный привод и понижайка вообще подключаются небольшой «крутилкой», никаких тебе суровых рычагов и двойных нажатий сцепления.
Отдельное спасибо инженерам за кнопку PWR HEAT (Power Heat), то есть усиленный обогрев. Двигатель в этом режиме работает на немного повышенных оборотах и прогревается сам и прогревает салон заметно быстрее. Самое оно, холодными карельскими и мурманскими утрами. Мелочь, но видно, что делали люди, которые понимают, чего больше всего хочется озябшему туристу с утра.

Надеемся многим была интересна эта публикация, а наши советы и путевые заметки, возможно, помогут спланировать собственные путешествия по России.
Общий пробег из Москвы с крюком через Санкт-Петербург составил около 5000 км. Дорога прекрасная (если не ехать в горы, но туда можно сходить и пешком). Цены, как везде в центральной России, можно питаться и ночевать недорого, но при этом и хороших ресторанов и гостиниц хватает. Ночевать в палатке под северным сиянием – бесценно.
Путешествуйте за рулём по России и не только! И не бойтесь сворачивать с главной дороги!