Путешествия Мосгордрайва
Subaru Forester: за снегом и Санта-Клаусом
У нас были два Subaru Forester, 4500 км пути и большие планы окунуться в настоящую зиму
Сложно жить в средней полосе: летом ездишь на юг за морем и солнцем, а в последние годы так ещё и за снегом приходится ездить на север. На какой народной машине лучше всего ехать в страну снежных заносов и обледенелых дорог? Здесь вопрос почти не обсуждается – конечно, Subaru Forester с его уже легендарным симметричным приводом.
Эту карту также можно посмотреть на Google.
Если хотите окунуться в настоящую зиму (а на севере она до апреля, как минимум), то рекомендуем прокатиться 4500 км по следующему кругу:

Москва – Питер – Петрозаводск – Сегежа – Костомукша – Рука – Рованиеми – Куопио – Хельсинки – Питер – Москва.

До Петрозаводска от Москвы почти ровно 1000 км хорошей дороги, город красивый, есть как очень неплохая гостиница Park Inn, так и хорошие хостелы на любой вкус и кошелек, когда можно на большую компанию снять отдельную комнату с двухэтажными кроватями за небольшие деньги. По Карелии, в целом, трасса в очень хорошем состоянии, если не съезжать на региональные дороги. Мы поехали встречать Новый год традиционно в дальний «медвежий угол», где ни сеть не ловит и куда доехать ещё надо постараться.
Дорога по Карелии
Основная трасса на Мурманск просто прекрасная (см. рассказ про поездку в Мурманск), но стоит съехать с основной дороги, как качество сразу ухудшается. Зимой ещё хорошо, дороги укатанные, больших колдобин нет, но лучше всё равно сильно не гнать. Последние крупные магазины «Пятёрочка», «Магнит» на нашем пути встречаются только в городе Сегежа, а дальше даже связь пропадает, и дорога просто идёт через лес.

Наша цель – турбаза «Ветреный пояс» на озере Хижозеро. По пути проезжаем живописные пейзажи. Цивилизация здесь, конечно, заканчивается окончательно. Даже магазины работают по расписанию.
Зато природа вокруг просто упоительная. Карелия – страна озёр, речек, водопадов, холмов и ни души вокруг.
Проезжая по этим дорогам, конечно, каждый раз радуешься, что едешь именно на умном симметричном приводе от Subaru. Каждый резкий поворот по снегу проходится с лёгкостью, в чём также помогает и другая сильная сторона Subaru – низкий центр тяжести благодаря оппозитному двигателю, расположенному где-то внизу между передними колёсами. Самое же приятное, что системы Subaru рассчитаны на более опытного водителя, то есть если по умолчанию у любых немцев системы по умолчанию включены в параноидальный режим и сразу же душат любую инициативу, то здесь ошейник несколько ослаблен и позволяет немного порезвиться. То есть если хочется чуть-чуть подвернуть машину газом, то на Subaru – это можно сделать легко, более того, машина умная, машина понимает, что если водитель вдруг резко надавил на газ, то ему это таки значит нужно и, наоборот, перекинет момент туда, куда нужно в зависимости от положения руля. Немцы же с включенными системами давят любую инициативу в корне.
Вид базы «Ветреный пояс» летом.
Карелия, конечно, поражает десятками (а порой и сотнями) километров нетронутой природы. В Финляндии, через границу вроде то же, да не то же. Все будто расчёской причёсано и почти везде видны следы деятельности человека. В нашей же Карелии – делай всё, что хочешь на свой страх и риск, но ехать всегда нужно хотя бы двумя машинами. Связи много где нет, сотни километров без заправок – в норме вещей. Случись, что до ближайшего места, где есть люди идти или откуда можно позвонить порой идти не один десяток километров. НО КАКАЯ Ж КРАСОТА!

Поэтому и рекомендуем получить сразу два опыта: с одной стороны на Карелию посмотреть, с другой заехать в Финляндию. Тот же пояс, тот же регион, климат тот же, а вот ощущение от природы совершенно разное.
Если вас не пугает длинная дорога по снегу зимой и грейдерам летом с ночёвкой в Петрозаводске (вполне цивилизованный город), то вполне можем рекомендовать турбазу «Ветреный пояс». Честно говоря, база была найдена в самый последний момент и на удивление на сам Новый год там были свободные домики. Ожидания увидеть, что-то хорошее в такой дали не было, ехали за приключениями, но база оказалась очень даже неплохой. Не как в Финляндии, но и цена здесь чувствительно ниже.
Большой недостаток зимних путешествий на север – это даже не заснеженные скользкие дороги, к ним, наоборот, привыкаешь и начинаешь получать удовольствие, это постоянная тьма или сумерки. Солнце встаёт к 10 утра, а к 15 часам уже начинает садиться, в 16 часов уже тьма до следующего утра. Светлое время суток короткое, и его пытаешься использовать по максимуму, а по трассе приходится много ездить в темноте. Встретив Новый год, отдохнув ещё день на базе мы выдвигаемся ранним утром в сторону Костомукши и границы с Финляндией.

Стоит свернуть с трассы «Кола», как дорога ухудшается, а снежная буря лишь добавляет колорита:
И вот мы в Финляндии
Эту карту также можно посмотреть на Google.
Пограничный переход за Костомукшей используется в основном лишь немногочисленными местными жителями. Основной поток российских туристы едут либо со стороны Петербурга значительно южнее, либо сильно севернее из Мурманска.

Очередей соответственно нет никаких, граница проходится со скоростью проверки документов:
- Паспорт с визой
- Права
- Документы на машину
- Мед. страховка (!!!) (стали спрашивать у всех полисы, и одного человека из нашей группы не пускали, пока не купил полис онлайн с телефона)
- Попросили также распечатку брони дома, так что лучше тоже озаботиться.
Чем дальше на север, тем больше живописности снега и льда. Где-то трассу по нашим меркам вообще можно считать неубранной. Местами это вообще гололёд в чистом виде. При этом ограничения скорости на трассе в Финляндии, в основном 80 км/ч и, конечно, никаких бесплатных +20 км/ч. А штрафы невероятные, что, увы, пришлось почувствовать на себе. За то, что не успели снизить скорость до положенной на одном из участков трассы и попали под камеру на скорости 69 км/ч при разрешенных на этом коротком участке 60 км/ч при выезде на границе пограничники, показав фото, вручили штраф на 170 евро.
Удивительно, что местные при этом периодически летают под 100 км/ч, но им видимо все камеры известны.

Кстати, расход Subaru Forester с такими спокойными скоростями, без рывков (а куда рваться-то с этими ограничениями?!) и пробок упал почти до 7 литров на 100 км, что для полноценного кроссовера с постоянным полным приводом совершенно неожиданно, а в Европе с их ценами на бензин отдельно приятно.
Пара сотен километров по спокойной трассе и мы в городе Куусамо.
Куусамо – такой райцентр райцентром, при этом на окраине здесь есть большой торговый центр, да парочка улиц с малоэтажной застройкой
Население Куусамо всего 17 тыс человек, которые ещё и равномерно распределены в малоэтажной застройке и частных домах по довольно большой территории. Рядом находится горнолыжный курорт Рука. Более того, в городе есть даже аэропорт с ежедневными рейсами в Хельсинки. Финляндия только кажется небольшой, а на деле до столицы на юге от не самого северного города ехать больше 800 км (и это, в основном, при разрешенной скорости 80 км/ч и лишь на некоторых участках 100 км/ч).


Ниже небольшая галерея города и аэропорта:

Куусамо на карте
Не зря в Финляндии любят испытывать автомобили и особенно шины. Здесь можно найти все виды зимнего покрытия, от твердого снега и льда, до снежной каши, наста или пушистых сугробов.

Не зря у самих финнов даже в языке разных слов для называния состояний снега великое множество, вот только основные:

  1. Ajolumi – метель.
  2. Hankainen – снежный наст на сугробе .
  3. Hanki – высокие сугробы.
  4. Kinos – сугробы и снежные заносы.
  5. Kohva – замерзшая смесь воды и снега, образовавшаяся на ледяной поверхности.
  6. Kuura – изморозь, ледяные кристаллы на твердых поверхностях.
  7. Loska – весенняя снежная слякоть, почти вода.
  8. Nietos – сугробы, наметенные ветром и метелью.
  9. Nuoska – снег, начинающий подтаивать под действием теплой погоды.
  10. Polanne – уплотненный ветрами, заледенелый пласт снега.
  11. Ranta – мокрый снег с дождем, падающий с неба..
  12. Riite – наст, тонкая ледяная корка на поверхности снега.
  13. Sohjo – мокрый снег на земле.
  14. Tykky – снежные шапки на ветвях и кронах деревьях.
  15. Viti – свежевыпавший легкий морозный снег
Ну вы поняли, хотите получить удовольствие от вождения на полном приводе и шпигованной резине зимой – добро пожаловать в Финлядию. Не зря и лучшую зимнюю «шиповку» делают именно финны.

Здесь по полной начинаешь ценить постоянный полный привод. Абсолютное большинство «полноприводных» кроссоверов по факту на обледенелой дороге ведёт себя как автомобили с передним приводом. Задире колеса подключаются через муфту, только если передние начинают пробуксовывать. А Subaru – одна из немногих машин, которую делают в первую очередь инженеры, а не маркетологи, поэтому привод здесь работает равномерно и постоянно, при необходимости перебрасывая больше момента назад или вперед, что кардинальным образом сказывается на управляемости автомобиля на скоростях выше 30-40 км/ч по снежной дороге. Пока не проедешь, не поймешь.
Промежуточный пункт нашей поездки – местечко Рука (Ruka), это и крупный горнолыжный курорт, и сеть лыжней для любителей беговых лыж. Интересно, что на горных лыжах в основном катаются наши соотечественники, которых в Руке много именно вокруг горы и подъемников, а вот бегают на лыжах в основном европейцы.

Останавливаемся в сказочном северном местечке Rukan Salonki.
Место сильно превзошло ожидания, очень рекомендуем. Единственно, сюда нужно ехать большой компанией (нас в итоге с разных сторон съехалось 10 человек). Официальный сайт – Rukan Salonki Chalet, есть кривой, но работающий сайт на русском, где также можно посмотреть доступные даты.

Сразу стоит оговорить, что стоит недешево – 450-500 евро в сутки, но опять же, если вы едете большой компанией, то оно того стоит. В шале есть всё, от сауны и камина (с заготовленными дровами и спичками) до десертных ложек.
Интересно, что Финляндия – идеальная страна для путешественника-интроверта. Здесь можно часами сидеть за рулём, любоваться пейзажами, можно отъехать от трассы на небольшую дорожку к озеру и домикам и вновь не встретить ни одного человека. Более того, здесь с людьми придётся общаться порой, максимум только на кассах супермаркетов. Заправки (даже с магазином) в 90% случаев автоматические,на самой колонке вводишь сумму или литры, платишь картой, заправляешься, ключи от дома или квартиры будут рядом со входом в ящике под кодовым замком, при выезде оставляешь их там же. И много других подобных мелочей, которые сводят вторжение в личное пространство двух незнакомых людей к минимуму.

Интересно, что в этой поездке решено было проверить, насколько можно вообще обойтись в Финляндии без налички, платить только российской картой. В результате наличка нигде не понадобилась, даже в кафе и ресторанах чаевые просто включают в счет для оплаты картой.
Вперёд к Санта-Клаусу
Эту карту также можно посмотреть на Google.
В России в 21 веке стали считать, то родина Деда Мороза – Великий Устюг. В Белоруссии – свой Дед Мороз в Беловежской пуще живет, американцы уверены, что Санта-Клаус проживает на северном полюсе, а в Европе многие считают его родиной Лапландию.

В 200 км на северо-запад от Руки находится столица Лапландии – город Рованиеми (Rovaniemi).


Сам город мало интересен: та же типовая малоэтажная застройка, на севере Финляндии города друг от друга отличить порой можно только по природным ландшафтам, зато на окраине города выстроили небольшой развлекательный парк с резиденцией Санта-Клауса.
Первое что видишь сразу же на трассе – большую треугольную конструкцию отмечающую линию полярного круга. Парк, что символично, поставлен ровно по этой линии.
Посетили мы парк Санта-Клауса и его резиденцию... И знаете что?
Красиво, но сплошное разочарование. Развлечения здесь совершенно никак не отличаются от общих для Финляндии горок на ватрушке, катания на собачьих и оленьих упряжках, катания на снегокатах, но при этом всё сильно дороже. На санках с собаками за 40 евро два километра хотите прокатиться? Нет? Ну, хорошо, можно 5 км, но за 60 евро. То же самое на оленях, но меньше и сильно медленней, то есть примерно как в телеге за лошадью, но ещё медленней.

Отдельный аттракцион – фото с Санта-Клаусом за 30 евро. Правда, надо отдать должное, посещение его резиденции бесплатно, но через сувенирную лавку:
Поверьте на слово нам, посетившим Рованиеми ДВА раза: делать там нечего, Финляндия на севере сама по себе живописна и прекрасна, а покататься на собаках можно в других местах сильно дешевле.

Ещё один лайфхак: в деревне Санта-Клауса цены в простеньких кафе, как неплохих ресторанах, но если перейти дорогу, то напротив будет большой заправочный комплекс Shell с прекрасной столовой, горячим, кофе и булочками, при этом сильно дешевле.

Если будете в радиусе не более 100-150 км от Рованиеми, то заехать стоит, а специально нет. Всегда учитывайте, что 150 км по Финляндии – это не 150 км по России, это полторы сотни километров со скоростью редко более 80 км/ч. Так что при путешествиях по Финляндии редко закладывайте более 500 км в день.
Зато как живописно на севере Финляндии. Прям как в Карелии, но только будто тебе кадр не надо от мусора чистить, и всё какое-то будто специально приглаженное.

Кстати, тезис, который знают все жители севера, а южанам он просто выносит мозг: Выглянул в окно. Если снег идет, значит тепло, солнце светит – одевайся теплей!
Пора в обратную дорогу
И снова с Форестером как одно целое по заснеженным дорогам сотни километров движения на юг.
Кстати, сверху можно видеть порядком надоевший за сотни километров знак ограничения скорости 80 км/ч и цены на литр топлива в евро. По всей Финляндии стандартно на заправках 95, 98 и дизель.

Обратите внимание, какие рестайлинговому Форестер сделали фары линзованные, очень порадовали.
Всего день пути, приезжаешь на юг, в Хельсинки, а там...
Когда вам будут взапой рассказывать как съездили под Хельсинки и провели время в зимней сказке, не верьте. По нашему не первому опыту путешествий по Финляндии, южнее Оулу зима примерно такая же как средней полосе России или Ленинградской области. То есть она как бы есть, но во-первых, как повезет, а во-вторых всё равно ни в какое сравнение не идёт с зимой на севере в Лапландии и далее.

Что интересно, чем дальше на север и ближе к Норвегии, тем зима точно также становится жиже и мельче. Почему? А на севере Норвегию, с её более-менее мягким зимним климатом прекрасно подогревает теплое течение Гольфстрим (в честь которого, кстати, в своё время назвали известную машину-«зажигалку» одного немецкого автопроизводителя, от Golf Stream).

Хельсинки в Финляндии – это совершенно отдельный мир, как Москва в России или Нью-Йорк в Америке. Город неожиданно прекрасный, но об этом можем сделать отдельный рассказ, если упомянете это в комментариях ниже или в любой нашей социальной сети.
Под Хельсинки по пути на полчаса стоит заехать в пряничный город Порвоо
Порвоо также городишко небольшой, но это город южный, город торговли и плотной застройки. Основные районы города, такие же спокойные и безликие, а вот исторический центр будто из сказки.
Вот такое кольцо в 4500 км. Если собираетесь повторить маршрут, то пишите нам в любой из социальных сетей, ответим на все вопросы, а позже сделаем ещё одну публикацию уже отдельно про Subaru Forester, сравнив его с дорестайлинговым и прошлым поколением
Оставайтесь на связи и удачи на дорогах!